Business FM: У Facebook и Twitter осталось три дня на локализацию данных россиян

Версия для печати

28 января 2020 года

Business FM, 28.01.20:

 

Соцсети не выполняли требования Роскомнадзора с 2015 года, когда вступил в силу закон, обязывающий хранить персональные данные россиян на серверах в России. Прислушаются ли компании сейчас?

Компании Facebook и Twitter не ответили на запрос Роскомнадзора по локализации данных россиян. Об этом заявил начальник управления по защите прав субъектов персональных данных Юрий Контемиров, пишет RNS.

«Если срок пройдет, мы будем изучать обстоятельства. Если мы увидим признаки административного правонарушения, тогда будут приняты меры», — отметил он. Ранее глава ведомства Александр Жаров сообщил, что срок ответа на запрос Роскомнадзора истекает 31 января.

Прислушаются ли соцсети к требованиям, рассуждает генеральный директор компании Zecurion Алексей Раевский.

Алексей Раевский

генеральный директор компании Zecurion

«Как показывает практика, эти корпорации неохотно идут на сотрудничество с российскими властями. Например, мы все прекрасно помним историю с профессиональной сетью LinkedIn, принадлежащей Microsoft, которая уже несколько лет заблокирована в России. Microsoft тоже получал уведомления о том, что нужно выполнять закон, но они не отреагировали на это и решили не выполнять, и поэтому в России действительно LinkedIn был заблокирован. Тут все зависит от экономической целесообразности. Допустим, для Facebook перенести данные российских граждан в Россию стоит Х денег, а зарабатывают они в России Y денег. Если эти затраты превысят прибыль, выручку, то какой смысл этим заниматься? То есть это будет уже игра себе в убыток».

Юрий Контемиров отметил, что на данный момент требования о локализации соблюдают практически 100% операторов. «Именно в ходе надзорной деятельности мы еще не сталкивались с требованиями о неисполнении локализации», — подчеркнул чиновник. Впрочем, управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко сомневается в повальном исполнении закона интернет-компаниями.

Федор Кравченко

управляющий партнер Коллегии медиаюристов

«Я очень скептически отношусь к таким заявлениям Роскомнадзора. Давайте себе представим, что какая-нибудь IT-компания создает в Excel табличку с несколькими сотнями или тысячами строк персональных данных, арендует за 10 долларов сертифицированный хостинг и предоставляет в Роскомнадзор справку о том, что она хранит данные на российских серверах. Захочет ли он в этой ситуации глубоко копаться, я думаю, действительно зависит от того, какая конкретная IT-компания отчиталась подобным образом о локализации персональных данных. Если вполне себе лояльная, то для Роскомнадзора это хороший способ поднять статистику. Повторюсь, очень многие крупные, и может быть, даже самые крупные в мире IT-компании, скорее всего, даже если бы очень хотели это сделать, просто не смогли бы вычленить всех россиян и сложить стопочкой их персональные данные на каком-то сервере в России. Facebook, думаю, хорошо понимает, что его социальная значимость для россиян слишком велика, чтобы Роскомнадзор просто его заблокировал. Скорее всего, какое-то решение будет найдено, и вряд ли оно будет абсолютным исполнением со стороны Facebook закона. Маловероятно, что Роскомнадзор смирится с тем, чтобы публично игнорировали его требования».

Закон о персональных данных, обязывающий хранить личные данные россиян на территории России, вступил в силу еще в 2015 году. С тех пор Facebook и Twitter игнорировали требования Роскомнадзора, в прошлом году каждую из компаний оштрафовали на 3 тысячи рублей. В декабре прошлого года президент Владимир Путин подписал закон, резко повышающий объемы штрафов за нарушение закона — теперь сумма может достигать 18 млн рублей.

 

Время публикации: 28.01.2020 11:57
Последнее изменение: 29.01.2020 11:57