29 августа 2019 года
Ведомости, 29.08.19:
Такие поправки в законодательство подготовили правообладатели и российские интернет-компании
Поисковики, работающие в России, будут обязаны оперативно удалять ссылки на страницы с пиратским контентом. Обращаться для этого в суд правообладателям не потребуется, говорится в поправках в закон «Об информации». Они разработаны совместно сотрудниками крупнейших телекомпаний, онлайн-кинотеатров, а также «Яндекса» и Mail.ru Group, модерировал процесс Роскомнадзор. «Ведомости» ознакомились с текстом документа, его подтвердили три участника рабочей группы.
У правообладателей в России уже есть возможность оперативно блокировать доступ к самой странице с пиратским контентом, но не удалять ссылки на такую страницу в поисковиках. С 2017 г. правообладатели стали все чаще называть одним из основных источников распространения нелегальных копий контента как раз поисковики – блокировать только сами пиратские сайты неэффективно, если пользователь легко находит новые, настаивали медиакомпании. Интернет-компании возражали, что только суд может решить, является ли тот или иной сайт пиратским, а задача поисковиков – находить всю информацию в сети. В 2018 г. это противостояние дошло до того, что под угрозой блокировки оказался весь видеораздел «Яндекса». В итоге медиакомпании и интернет-холдинги сели за стол переговоров и подписали антипиратский меморандум о досудебном удалении пиратских ссылок из поисковиков. Распространяется этот механизм не на весь контент, а только на фильмы и сериалы и лишь на тех правообладателей, которые подписали меморандум, а это в первую очередь телехолдинги и легальные онлайн-кинотеатры.
Теперь поправками помимо сериалов и фильмов защищаются легальные копии книг, музыки, программного обеспечения, исключение сделано только для фотографий. И эти нормы распространяются не только на «Яндекс» и Mail.ru Group, которые подписали меморандум и удаляют ссылки, но и на Google, который сейчас работает с российскими правообладателями по нормам американского акта «Об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA). У него есть специальная электронная форма, через которую правообладатели могут пожаловаться на пиратов. Поисковик при этом сам решает, как быстро реагировать на жалобы и блокировать ссылки.
Поправки в закон об информации предусматривают две опции для удаления ссылок. Первая аналогична DMCA, вторая во многом повторяет антипиратский меморандум, и это более жесткий механизм. Правообладатели смогут выбрать компанию, которая в их интересах будет вести реестр пиратских ссылок. Так, сейчас реестр пиратских ссылок на сериалы и фильмы в рамках меморандума ведет Медиа-коммуникационный союз. После того как такую организацию проверит и утвердит Роскомнадзор, все поисковики будут обязаны подключиться к ее реестру в течение 10 рабочих дней и затем удалять ссылку в течение шести часов после появления ее в реестре. Число реестров не ограничено.
546 761 ссылок
Столько ссылок на пиратские копии фильмов и сериалов, по данным Group IB, внесли с ноября 2018 г. в реестр МСК правообладатели. Больше всего ссылок внесли такие компании, как «Кинопоиск», «Амедиа» и StarMedia.
«Яндекс» неоднократно говорил, что меморандум должен быть как можно скорее зафиксирован законодательно и распространен на весь рынок, эти правила должны быть прозрачны и приемлемы для всех, отмечает представитель компании. Представитель Mail.ru Group отказался от комментариев. Представитель Google не ответил на запрос «Ведомостей».
Гендиректор крупнейшего в России магазина электронных книг «Литрес» Сергей Анурьев говорит, что не видел текста поправок, но норму по удалению пиратских ссылок из поисковиков считает очень полезной: если Google реагирует на жалобы издательств, то российские интернет-компании – нет.
Гендиректор Warner Music Russia Александр Блинов также не видел поправок, но уверяет, что будет рад новым механизмам борьбы с пиратами.
Меморандум действует до 1 сентября: планировалось, что к этому времени вступит в силу закон о зачистке поисковиков от пиратов. Но договориться о тексте поправок оказалось сложнее. Поскольку они еще не приняты и даже не внесены в Госдуму, компании, подписавшие меморандум, договорились о его продлении, знают собеседники «Ведомостей».
Представитель Роскомнадзора подтвердил, что поправки по удалению пиратских ссылок из поисковиков готовы и направлены на согласование в администрацию президента. Впоследствии они будут переданы в комитет по информационной политике Госдумы, который продолжит работу над документом и внесет на рассмотрение парламента, знают четыре собеседника «Ведомостей», участвовавших в разработке документа. По смыслу проекта возражений у администрации нет, знают два профильных чиновника, есть некоторые вопросы к формулировкам, которые необходимо будет уточнить. Председатель комитета по информационной политике Госдумы Леонид Левин подтвердил, что в ближайшие дни получит текст поправок, разработанных медиаиндустрией и интернет-компаниями. Комментировать поправки по существу он не стал, сославшись на то, что пока документ официально не поступил в парламент.
Представители «Первого канала» и «Национальной медиа группы» от комментариев отказались.