22 апреля 2019 года
Comnews, 22.04.19:
Роскомнадзор имеет шанс первым показать, как можно пройти "регуляторную гильотину", отменив устаревшие нормы федеральных законов и сформировав новый набор нормативных документов. Однако количество полномочий этого регулятора неуклонно растет. Назрел вопрос о пересмотре перечня функций контрольно-надзорной деятельности Роскомнадзора, проанализировав, от каких полномочий ведомству можно и нужно отказаться.
В начале этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев обозначил проблему избыточной нагрузки на российский бизнес со стороны надзорных органов. Он видит решение задачи с помощью механизма "регуляторной гильотины" - усовершенствования законодательства для решения проблемы чрезмерных требований контрольно-надзорных органов к бизнесу. Применить механизм "регуляторной гильотины" предложило правительство, а российский президент инициативу поддержал. Для исполнения механизма необходимо провести "инвентаризацию" нормативных требований к 1 февраля 2020 года. "То есть отсечь все те ненужные нормативные акты, которые копились десятилетиями, которые существуют и применяются еще с периода существования СССР. До 1 января 2021 года этот механизм должен быть закреплен в федеральных законах", - сообщил Дмитрий Медведев.
На прошлой неделе на итоговом заседании коллегии Роскомнадзора министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков заявил, что механизм "регуляторной гильотины", который был не так давно объявлен, предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих функций контрольно-надзорной деятельности. "Сфера деятельности Роскомнадзора сегодня чрезвычайно широка. Нужно проанализировать, от каких полномочий можно и нужно отказаться. Контрольные функции, без сомнения, важны, но их не должно быть слишком много. И требование, которое сегодня выдвигает перед нами руководство страны, это одна из важнейших задач на ближайший год", - сообщил он с трибуны на заседании коллегии.
На этом же заседании руководитель Роскомнадзора Александр Жаров отметил, что сфера полномочий у ведомства объемная. Он пояснил, что с момента подписания президентом РФ указа о создании Роскомнадзора в 2008 году количество полномочий службы выросло более чем в четыре раза: с 35 до 147. При этом руководитель ведомства указал, что "заслуга" в увеличении числа этих полномочий принадлежит в том числе парламенту, в частности, комитету Госдумы по информационной политике.
Заместитель руководителя Роскомнадзора Александр Панков также указал на то, что реализация механизма "регуляторной гильотины" – это глобальная задача. Он сказал, что перечень обязательных требований, как кажется ведомству, в довольно актуальном состоянии, но это не отменяет поставленной перед Роскомнадзором задачи по корректировке нормативно-правовых актов (НПА) в области контроля и надзора и приведения его процедур к установленному образцу. "От нас требуется подготовить предложение по отмене всего спектра нормативных актов, включая нормы ФЗ, которые устанавливают какие-либо обязательные требования в сфере связи, а затем сформировать проект набора документов, в котором такие сведения будут объединены. Работа эта должна быть завершена в предельно сжатые сроки, потому что речь идет как об отмене, так и о формировании не только подзаконных актов, но и законопроектов, что требует существенного времени. Контрольная точка в масштабах такой деятельности с учетом законотворчества очень близко", - посетовал заместитель руководителя Роскомнадзора.
Действительно, чтобы проделать такой объем работы, требуется много времени, финансовых и человеческих ресурсов, а также квалифицированных кадров. Задумка хороша, но надо исполнить ее так, чтобы процесс "гильотины" не превратился в бесконечное переделывание НПА.
Вторая глобальная задача, которую ставит перед собой Роскомнадзор на ближайшее время, – создание центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования. Реализация этого проекта предусмотрена законопроектом "О суверенном интернете". Срок исполнения - декабрь 2019 года. (см. новость ComNews от 18 апреля 2019 г). Закон о защите российского интернет-пространства был принят в третьем чтении. Он еще должен пройти Совет Федерации и быть подписан президентом страны. Законопроект предполагает поручение значительного количества новых полномочий Роскомнадзору.
В тексте законопроекта "О суверенном интернете" сказано, что организационные и технические меры, необходимые для реализации Роскомнадзором этих новых полномочий, осуществляет центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования в составе радиочастотной службы, положение о котором и порядок осуществления которым перечисленных мер утверждаются Роскомнадзором. Это означает, что Роскомнадзору дано очередное полномочие – создание и поддержание центра мониторинга.
Александр Жаров 16 апреля после заседании коллегии Роскомнадзора рассказал журналистам, что законопроект необходим, потому что он "не о суверенном интернете, не об отключении интернета, а о защите отечественного сегмента сети связи общего пользования и сети интернет". "Это серьезное оружие. Надеюсь, как и ядерное оружие, которое имеется в ряде стран, оно будет находиться в спящем состоянии, и его наличие будет стимулировать все компании, в том числе и находящиеся вне юрисдикции России, к исполнению законодательства РФ. В рамках реализации законопроекта мы все наши действия будем согласовывать с профессиональным сообществом. Для нас приоритетно, чтобы все граждане РФ получали качественные, бесперебойные услуги", - сказал он.
На заседании коллегии глава Роскомнадзора также подчеркнул, что ведомству пора заканчивать "палочную" систему, она устарела. Он уточнил, что базовый принцип ведомства - не наказание, а профилактика и предупреждение. "Принцип контроля и надзора за качеством, полнотой, своевременностью и безопасностью услуг каждому гражданину должен стать в ближайшей перспективе основополагающим в деятельности Роскомнадзора. Именно через призму контроля услуг в 2019 году должны преломляться наши стратегические цели и задачи", - отметил он.
Акцент на контроль качества услуг сделал и Александр Панков, заявив, что после создания Центра мониторинга в руках ведомства появится инструмент для мониторинга, которого до сегодняшнего дня контролирующий орган был лишен. "Это необходимая ступень для перехода от контроля исключительно технологических показателей к контролю в том числе качественных показателей оказания услуг на сетях", - добавил он.
Вопрос контроля качества оказания услуг связи в РФ обсуждается не первый год. Еще два года назад с трибуны конференции "Telecom QoS Russia 2017 - Качество телекоммуникационных услуг в России" на тот момент заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Иванов сообщил, что 26 апреля 2017 г. вице-премьер Аркадий Дворкович (ныне сопредседатель фонда "Сколково") дал поручение наделить Роскомнадзор функциями контроля качества услуг связи (см. новость ComNews от 11 октября 2018 г.).
Помимо новых функций, недавно возложенных на Роскомнадзор, ведомство выполняет огромное количество работы: борется с пиратским контентом в интернете, защищает персональные данные пользователей, контролирует реестр доменных имен, реестр информационных ресурсов, реестры различных лицензий и разрешений, защищает детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, противодействует коррупции, изымает нелегальные SIM-карты, занимается радиочастотным контролем и выполняет еще множество других дел.
Как справедливо заметил Константин Носков, контрольные функции важны, но их не должно быть слишком много. Принимаются важные законы для защиты граждан России – это хорошо. Но на одно ведомство, вероятно, возложено слишком много полномочий. Возможно ли контролировать качество, когда так много количества? И не пострадает ли качество контроля от перегрузки контролирующего органа?
Может быть, нужно делегировать часть работ Роскомнадзора другим органам исполнительной власти, или госорганизациям, или попросту отказаться от них. В Германии, например, в начале 2018 года принят закон, обязывающий социальные сети удалять риторику ненависти и вражды и другой незаконный контент. Закон обязывает крупные платформы, такие как Instagram, Facebook, Twitter и YouTube оперативно удалять "незаконный контент", признаваемый таковым по 22 разделам уголовного кодекса. Этот закон, по сути, перекладывает функции госрегулятора на администраторов соцсетей.
Возможно, те стратегически важные вопросы, что останутся у Роскомнадзора после прохождения "гильотины", следует контролировать жестче. Чтобы не получилось, как обычно - строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения или недостаточностью контроля. Может быть, стоит обратить внимание на опыт наказания в других странах. На прошлой неделе, например, суд Новой Зеландии обвинил шесть человек в незаконном распространении в социальных сетях видео теракта в мечетях Крайстчерча, когда были расстреляны верующие. Подсудимым грозит тюремное заключение до 14 лет.
При сложившемся раскладе нет никаких гарантий, что Роскомнадзор будет справляться со всеми возложенными на него функциями. Законы принимаются быстро, но хватает ли компетенции, количества и квалификации кадров для их реализации? Для исполнения законодательных актов не хватает не только ресурсов, но и грамотного сопровождения при разработке. У регулятора много полномочий, но при этом хватает и неэффективных структур, которые можно было бы сократить.
В худшем варианте в итоге все сведется к тому, что в органах власти появится еще пара сотен чиновников. А законодательная власть продолжит штамповать законы в ИКТ-сфере, и снова возлагать полномочия по их исполнению на Роскомнадзор.