8 февраля 2019 года
Коммерсант FM, 08.02.19:
Google согласился удалять запрещенный в России контент, но только частично. Компания начала убирать из поисковой выдачи ссылки на ресурсы, доступ к которым ограничен. Согласно реестру запрещенной информации, Google удалил 73% содержащихся там ссылок. Как сообщили «Ведомости», это результат договоренности компании с Роскомнадзором. Google не стал присоединяться к единому реестру, но ежедневно получает из ведомства список ссылок. Какие из них удалить, решает сама компания, изучая, почему тот или иной ресурс попал в список запрещенных.
Конфликт между Роскомнадзором и Google из-за этого реестра начался некоторое время назад. Подробнее — в справке «Ъ FM».
В ноябре прошлого года Роскомнадзор возбудил против Google административное дело из-за отказа компании подключиться к Федеральной государственной информационной системе — как раз в ней содержится список запрещенных интернет-ресурсов. Перед этим представители Google и Роскомнадзора обсуждали вопрос регулирования и исполнения законодательств на специальной встрече, однако договориться не удалось. Затем суд принял решение в пользу надзорного ведомства, и компанию оштрафовали на полмиллиона рублей. Оспаривать это Google не стал.
Сразу после этого замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин заявил, что если компания продолжит отказываться подключаться к реестру и фильтровать запрещенные сайты, ради нее могут и закон поменять. Его дополнят таким образом, чтобы Google в России можно было заблокировать.
В середине января Роскомнадзор снова потребовал, чтобы компания подключилась к реестру и пригрозил снова подать в суд, чтобы тот еще раз оштрафовал Google. Тогда проверку пообещали провести в конце февраля.
После публикации «Ведомостей» в Роскомнадзоре заявили, что между ведомством и Google налажен конструктивный диалог и сотрудничество. И отметили, что результатами этого удовлетворены. Однако подробностей о формате взаимодействия в надзорном органе не сообщили. В самой интернет-компании не смогли оперативно ответить на запрос «Ъ FM». Происходящее — это компромиссный вариант и для Роскомнадзора, и для Google. Однако такой своеобразный мир между ними едва ли продлится долго, считает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев: «Вообще Google — транснациональная корпорация, и обычное правило для такого уровня компаний — это соблюдение законодательства локального там, где они присутствуют, и соответствие более высоким корпоративным стандартам. Поэтому Google так или иначе всегда будет сотрудничать с местной властью той страны, в которой присутствует. Вопрос, наверное, правильнее ставить так: какого рода информацию он будет считать незаконной или запрещенной к распространению, и насколько это будет соответствовать внутреннему пониманию цензурирования информации?
Сейчас достаточно уравновешенное состояние, когда Google удаляет ту информацию, которая соответствует критериям запрещенности и с его стороны, и со стороны российского законодательства.
То есть Google не попадает в зону запрета выдачи той информации в поисковых запросах, которая, по его мнению, может быть связана с ограничением, например, свободы слова, но однозначно удаляет ту информацию, которая точно также является запрещенной, например, порнографию. В любом случае время покажет, потому что у нас законодательство сложное в стране, с некоторым перегибом на сегодняшний день, достаточно жесткое. И в принципе состояние противостояния между корпорацией Google и Роскомнадзором будет продолжаться. Роскомнадзор будет стремитьсяк тотальному исполнению требований законодательства Российской Федерации, что абсолютно естественно».
Поскольку фактически Google не подключился к реестру запрещенной информации, у Роскомнадзора все еще остаются правовые рычаги воздействия на компанию. Но вряд ли ведомство будет их применять, считает юрист, глава Центра цифровых прав Саркис Дарбинян: «Это определенный “договорняк”, который никак не укладывается в рамках тех правовых положений, которые были предусмотрены. Но я не могу сказать, что штраф или какие-то другие меры воздействия являются рычагом воздействия на Google. Конечно, компании абсолютно плевать на такие копеечные цифры — для Google это абсолютно незначимое число. Надо отметить, что у российских властей остается единственный инструмент давления на Google — это блокировка, хотя, естественно, это лежит вне плоскости взаимоотношений с Роскомнадзором, скорее это политическое решение, которое должно быть принято выше.
И пока у меня, например, нет ощущения, что российские власти готовы применять этот инструмент и блокировать Google на территории Российской Федерации.
Пока мы видим, что Google самостоятельно определяет, какие ссылки из поисковой выдачи для россиян удалять, например, LinkedIn уже пропал из поисковой индексации, тем не менее Telegram все еще там. Но если эти отношения вне закона будут и дальше продолжаться, то, скорее всего, россияне потеряют доступ к множеству ресурсов, которые признаны в России либо нежелательными, либо незаконными».