19 ноября 2018 года
ТАСС, 19.11.18:
Александр Жаров — о создании коммуникационной среды, основанной на доверии
Правительство России 6 ноября опубликовало постановление, которое вводит обязательные правила идентификации пользователей мессенджеров. Давайте разберемся, зачем это нужно.
Я и моя многочисленная семья живем в Подмосковье. Сегодняшнее Подмосковье — это хорошо развитый регион, жителям которого доступны блага крупной городской агломерации. Основное из них — доступность, удобство и разнообразие потребления. Для того чтобы обеспечить свою семью продуктами питания, мне достаточно по дороге с работы домой заехать в гипермаркет и купить все необходимое. Такая закупка сэкономит и время, и деньги. Тем не менее я и моя семья предпочитаем покупать продукты на небольшом фермерском рынке рядом с домом. Все дело — в доверии.
На нашем маленьком рынке я знаю в лицо каждого продавца. Я уверен, что ни один из них сегодня не продаст мне испорченный товар — по той простой причине, что завтра он должен будет посмотреть мне в глаза. Между нами существует личный контакт. При каждой покупке мне понятна мотивация продавца, а ему — моя.
Экономика — это коммуникация, в которой очень многое завязано на доверии. Развитие цифровой экономики невозможно без формирования доверительной и безопасной коммуникационной среды. Безопасность личности в цифровом мире — базовая ценность цифровой экономики
Сегодня все труднее найти человека, который бы не пользовался хотя бы одним из мессенджеров. Последние данные говорят, что 93% владельцев смартфонов активно используют различные сервисы обмена сообщениями. Мессенджер — это зона приватного общения, где однако вас могут найти незнакомые люди и вступить с вами с диалог. И для каждого из нас в момент такого диалога важно понимать, кто на самом деле общается с нами "на другом конце линии".
Кроме того, мессенджер — средство общения, которое по своему функционалу дублирует услуги традиционных операторов связи, но технически существует "поверх" их инфраструктуры.
В условиях, когда мессенджеры доступны для анонимной регистрации абонентов, они становятся благоприятной средой для различных неприятных и небезопасных явлений — назойливых рекламных рассылок (спама), массового распространения недостоверной информации, разного рода мошенничества. Анонимность в общении, которую допускают мессенджеры, затрудняет деятельность правоохранительных органов при расследовании преступлений.
Раньше для подключения к мессенджеру было достаточно скачать приложение на смартфон и авторизоваться с помощью полученного sms-кода. Таким образом, пользователь мог использовать при регистрации в мессенджере любой доступный мобильный номер, в том числе зарегистрированный на иное лицо.
Мессенджеры предлагали (и предлагают) пользователям мнимую анонимность. Мнимую — потому что термин "анонимность" является не более чем маркетинговой уловкой
Сейчас мессенджеры просят разрешение на доступ к вашей записной книжке. Открывая приложению доступ к контактам, вы разрешаете идентифицировать, кто из вашего списка контактов им пользуется. Таким образом, просто присутствуя в записной книжке чьего-то смартфона, вы уже идентифицированы администрацией мессенджера, хотите вы того или нет. При этом владелец мессенджера фактически не несет ответственности за безопасность ваших личных данных и передаваемый пользователями контент.
Правила идентификации — шаг на пути изменения правоотношений сразу между несколькими сторонами: операторами связи, пользователями, владельцами сервисов обмена сообщениями, государством. Шаг на пути формирования доверительной и безопасной среды для всех
С новыми правилами процедура идентификации несколько изменяется:
Пользователь должен будет предоставить администратору мессенджера свой абонентский номер.
Полученная информация об абоненте должна быть проверена администратором мессенджера у оператора связи, которым пользуется абонент (пользователи изначально идентифицируются операторами связи, т. е. удостоверяют свою личность, предъявив паспорт). Вся процедура занимает по времени не более 20 минут.
Если номер не будет обнаружен или оператор не ответит, то мессенджер не зарегистрирует пользователя.
После регистрации каждый пользователь получит уникальный код для идентификации в мессенджере.
Эти данные мессенджер передаст оператору, и тот должен будет внести их в свою базу, указав, в каком именно приложении общается клиент.
Новые правила сохраняют право пользователя на тайну переписки. И в процессе общения запрашиваются только те сведения, которые необходимы для идентификации.
Соблюдение данных правил владельцами интернет-сервисов означает их готовность работать в российском правовом поле, сотрудничать с операторами связи, на инфраструктуре которых они оказывают свои услуги, взаимодействовать с государством в целях обеспечения безопасности.
Это сообщение пользователям: мы создаем коммуникационную среду, основанную на доверии. И делаем это вместе.