21 ноября 2017 года
Первый канал, 21.11.17: https://www.1tv.ru/news/2017-11-21/336574-roskomnadzor_potreboval_ot_google_ob_yasnit_kakie_imenno_mery_kompaniya_sobiraetsya_primenit_k_saytam_rt_i_agentstva_sputnik
Роскомнадзор потребовал от Google объяснить, какие именно меры компания собирается применить к сайтам RT и агентства «Спутник»
Буквально недавно отделение RT в США вынудили зарегистрироваться в качестве иностранного агента, что грозит прекращением его работы. И вот похоже, найден новый изощренный способ, как лишить российские СМИ аудитории.
Компания Google, на словах выступающая против цензуры, намерена ввести «ранжирование»: усложнить поиск в Интернете материалов RT и «Спутник», не закрывая сайты, сделать их как бы недосягаемыми для пользователей.
По запросу Google против RT поисковик выдает первой статью от Russia Today. С новостью о намерениях Google ограничить в правах на появление в своей новостной ленте, собственно Russia Today, и еще агентство Sputnik. Что это значит? Лишь то, что завтра, ну может, послезавтра, ссылку на российские ресурсы здесь уже так просто не найдешь. С их популярностью в Америке решили бороться «ранжированием», что в переводе на русский значит — спрятать подальше.
«Мы ищем техническое решение, которое позволит понизить позицию в поисковой выдаче этих сайтов. Мы не хотим их блокировать, это не наш метод работы. Я решительно не одобряю цензуру и выступаю за ранжирование. Именно этим мы и занимаемся», — поясняет председатель совета директоров холдинга Alphabet Эрик Шмидт.
Шмидт говорит: это борьба с «плохим контентом». Но судьи кто? Поисковик, по сути, роботы. Они считают цитирования, отслеживают свежесть публикаций и выдают, по идее, бесстрастно самое популярное, самое актуальное. То, что собственно и ищут интернет-пользователи. Но это теория. На практике, робот — программа. Можно, и Шмидт не скрывает, что-то изменить и посчитает по-другому. А то и вовсе не заметит.
«Google, который сам же решил и выпустил заявление о том, что мы не нарушали никаких норм, никаких правил, теперь просто занимается настоящей цензурой, они разрабатывают алгоритм о том, чтобы наши новости не появлялись там, или появлялись как-то хуже только потому, что мы из России, только потому, что американские спецслужбы считают, что нам нужно не давать доступ к широкой мировой аудитории. Если это не цензура, если не говорит о том, кто на самом деле управляет информацией, кто на самом деле управляет тем же Google, я не знаю, что такое цензура вообще», — отмечает главный редактор RT Маргарита Симоньян.
Симоньян говорит, что еще несколько лет назад о псевдонезависимости Google ее предупреждал Джулиан Ассанж. Казалось — теорией заговора. Ведь Интернет — свобода. И поле для манипуляций, как выяснилось. Недавний материал американского журналиста — расследователя Джеймса О’Кифа — тому подтверждение. Он записал признание коллеги из New York Times, расслабившегося в баре. Тот рассказал, как ловко обманул свою газету. Выпущенный редакцией ролик с критикой Фейсбука спрятал на Ютюбе так, что скандала не вышло. А мог бы и наоборот подогреть. То есть, технологии отработаны. Осталось направить против тех, с кем не согласен. По поводу очередной атаки на RT, Владимир Познер признается: испытал некое странное дежавю. Все очень похоже на работу западных радиостанций в Советском Союзе. Голос Америки, Би-Би-Си, Deutsche Welle — их просто глушили, чтобы советские граждане не слушали альтернативные новости.
«Для меня очевидно, что уважаемые сенаторы и члены палаты представителей конгресса США просто бояться той информации, которую сообщает канал RT. Пусть тоже отобранная информация, обработанная информация. Пусть она имеет пропагандистское содержание, но не больше, чем те самые голоса, которые глушили в Советском Союзе. Опасаются того, что тот самый народ, который их избрал в конгресс, падет жертвой этой информации. В общем RT удалось напугать американское руководство. Достижение, не правда ли?» — сказал журналист Владимир Познер.
Роскомнадзор направит в Google официальный запрос с требованием разъяснить термин «ранжирование» и как это будет работать. От ответа зависит, что дальше. В Госдуме уже звучат предложения реагировать жестко.