26 июня 2017 года
Парламентская газета, 26.06.17: Фидель Агумава
Роскомнадзор и ФСБ России предъявляют претензии к владельцам Telegram за отказ следовать требованиям российского законодательства. А эксперты предлагают разработать его отечественную замену.
Мессенджер Telegram реализовал идею о безопасном обмене информацией, защищённой не только от перехвата злоумышленниками, но и от «слива» пользовательских данных сторонним организациям или государственным службам. В этом последнем пункте и заключается суть развернувшегося в последние дни противостояния Telegram российским надзорным и правоохранительным органам.
Откройте, вам Telegram!
В конце прошлой недели глава Роскомнадзора Александр Жаров сообщил в открытом письме администрации и пользователям онлайн-сервиса о том, что «все имеющиеся возможности официальной коммуникации с командой мессенджера Telegram исчерпаны». По словам Жарова, требование о том, чтобы управляющая компания заполнила анкету для включения этих данных в реестр организаторов распространения информации, руководителями компании игнорируется.
«В случае фактического отказа от исполнения обязанностей организатора распространения информации, Telegram в России должен быть заблокирован», — пригрозил в своём письме глава ведомства.
А в понедельник, 26 июня, подоспела новость о том, что организаторы теракта в метро Санкт-Петербурга использовали Telegram для координации своих действий и связи с зарубежным куратором. И судя по информации ФСБ России, не они одни.
«Наиболее активно членами международных террористических организаций на территории РФ используется мессенджер Telegram предоставляющий террористам возможность создавать секретные чаты с высоким уровнем шифрования передаваемой информации», — говорится в официальном сообщении спецслужбы. В нём же подчёркивается, что использование Telegram членами законспирированных ячеек международных террористов носит «тотальный» характер.
Против нас ведётся последовательная и крайне беспринципная борьба на информационном поле.
Отметим, что компания Telegram хранит всю переписку пользователей, за исключением сообщений секретных чатов, на серверах, расположенных в разных странах мира. Общего хранилища данных нет, разные серверы обслуживают клиентов в разных частях света.
«В отношении проблемы функционирования мессенджеров в России нужно учитывать два момента, — считает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев. — Во-первых, против нас ведётся последовательная и крайне беспринципная борьба на информационном поле. Никому на Западе не нужны сильная Россия и думающие своей головой российские граждане. Нас пытаются лишить наших основ, корней, национальных традиций и ценностей, потому что без этого нет народа, нет страны — есть много полезных ископаемых, которые можно брать голыми руками. Во-вторых, угроза терроризма. Общеизвестно, что в наш высокотехнологический век подготовка многих преступлений, вербовка сторонников происходят посредством онлайн-ресурсов. А значит, у спецслужб должно быть средство контроля. Законопослушным гражданам абсолютно нечего волноваться за тайну своей переписки. Она гарантирована. У наших спецслужб много дел по обеспечению национальной безопасности. И чтение любовной и дружеской переписки граждан в их число не входит. Исходя из всего вышесказанного, мессенджеры должны быть подконтрольны в рамках российского законодательства».
Нормальные герои всегда идут в обход?
Владелец сервиса Павел Дуров не ответил на претензии по существу, но отозвался в том духе, что запрет Telegram нанесёт больше вреда самим российским чиновникам, активно пользующимся этим мессенджером.
«Парадоксально, что на повестке дня в России нет блокировки контролируемых США WhatsApp или Facebook Messenger, но активно обсуждается блокировка нейтрального по отношению к России Telegram», — написал Дуров на своей странице в соцсети «ВКонтакте».
В ответ на обвинение в потакании террористам он сообщил, что только с начала текущего месяца в Telegram блокировано более пяти тысяч публичных каналов и групп, связанных с пропагандой терроризма.
В том, что Павел Дуров откажется следовать требованиям российских государственных органов, никто особо не сомневался. Дело в том, что проект Telegram изначально ориентировался на мировую аудиторию. Ещё в прошлом году количество пользователей мессенджера превысило общую численность населения России, между тем как его российская аудитория составляет менее пяти процентов от общего числа активных пользователей.
Другая сложность заключается в том, что компания, управляющая Telegram, не ведёт в России никакого бизнеса, а потому предъявлять к ней жёсткие требования затруднительно.
Наконец, возможная блокировка ударит только по пользователям, недостаточно «продвинутым» в интернет-технологиях. Те же, кто активно пользуется Telegram, при желании найдут способы обойти блокировку. В соцсетях и коллективных блогах уже обсуждают возможности дальнейшего использования мессенджера. Программисты уверяют, что сделать сборку программы, которая бы обходила блокировки, — дело нескольких часов, а то и минут. Другие полагают, что смогут продолжить пользоваться Telegram благодаря сервисам VPN, маскирующим IP-пользователей. Третьи вовсе не видят в грядущей блокировке ничего страшного, поскольку у Telegram достаточно конкурентов.
Общение на выбор
На рынке онлайн-мессенджеров Telegram далеко не первый по популярности, во всяком случае, в России. По данным исследования системы мониторинга и анализа бренда в социальных медиа и СМИ Brand Analytics, активнее всего россияне пользуются мессенджером WhatsApp (30 процентов пользователей). На втором месте Viber — 27 процентов, затем идут классические SMS и сообщения в Skype (16 и 14 процентов соответственно), и лишь на пятом месте оказывается Telegram с его 11 процентами от общей аудитории. Ещё два процента остаются за другими сервисами интерактивных сообщений — Facebook Messenger, Mail.ru Agent, ICQ и так далее.
И всё же, утверждая, что блокировка Telegram в России осложнит жизнь правительственным чиновникам, Павел Дуров не лукавил. Дело в том, что защищёнными каналами мессенджера пользуются и в Кремле, в чём накануне признался журналистам глава кремлёвской пресс-службы Дмитрий Песков. Впрочем, он добавил, что ничего страшного в блокировке Telegram он не видит, и в случае его недоступности чиновники перейдут на другой мессенджер. «В данном случае есть конкуренция, есть и выбор», — заметил Песков.
Нам жизненно необходимо создавать собственное программное и техническое обеспечение.
Не исключено, что уже в скором времени этот выбор пополнится разработками отечественного производства. По информации АНО «Институт развития Интернета» (ИРИ), в настоящее время тестируется целый ряд безопасных мессенджеров, которые произведены в России. Задача у этих приложений — предоставить замену зарубежным популярным мессенджерам и при этом обеспечить сохранность данных пользователей.
«Если мы хотим смотреть в будущее, а в будущем мы должны получать и государственные услуги через сотовый телефон, и какие-то иные услуги, где проходит непубличная информация, то мы должны это делать через отечественные решения, у которых есть соответствующая гарантия, — рассказал “Парламентской газете” директор по проектной деятельности ИРИ Арсений Щельцин. — Через такие мессенджеры можно будет получать все услуги, не опасаясь, что будет с личными данными пользователя, и не переживая за поведение создателя этого мессенджера: потому что сегодня его волнует одно, а завтра он решит сдаться властям определённой страны, и вся эта информация куда-нибудь будет скопирована».
«Перед нашим государством сейчас стоит очень серьёзная задача: нам жизненно необходимо создавать собственное программное и техническое обеспечение. Это вопрос государственной безопасности, — считает, в свою очередь, депутат Дмитрий Савельев. — А значит, нам нужно привлекать высококлассных специалистов. И сотрудничать с компаниями, которые работают в сфере IT и соблюдают российское законодательство. Но в некоторых случаях, когда российское законодательство просто игнорируется, единственной действенной мерой иногда может стать только закрытие ресурса. Это лишь повод ускорить работу над собственным, отечественным продуктом при помощи и поддержке государства, как это было с ведением продуктовых контрсанкций».
Справка:
Согласно Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», организатор распространения информации обязан обеспечить хранение на территории России в течение шести месяцев данных о своих пользователях и всей информации, которой они обмениваются. Кроме того, он обязан предоставить свои контактные данные по запросу Роскомнадзора в течение пяти рабочих дней. Если данные не предоставлены, Роскомнадзор в течение 15 дней направляет повторное уведомление, по истечении этого срока сервис блокируется.