25 июня 2017 года
Первый канал, 25.06.17:
У российского предпринимателя Павла Дурова конфликт с государством. Дуров - создатель мессенджера «Телеграм». Мессенджер - это система мгновенного обмена данными через интернет. Удобная штука, ею пользуются сотни миллионов людей во всем мире. Информация закрыта, она закодирована. Никто не сможет прочитать ваше сообщение. Вроде хорошо - тайна переписки. Но проблема в том, что мессенджерами пользуются не только добропорядочные граждане, но и, например, торговцы наркотиками или еще хуже - террористы. Спецслужбы хотят иметь возможность доступа к этой информации.
Дуров считает, что должна быть полная свобода, обмен информацией должен быть закрыт от государства, никакого сотрудничества со спецслужбами. Павел Дуров - анархист. Ну, он имеет право на собственное мировоззрение. Те, кто поддерживают Дурова, говорят: таких требований, как в России, на Западе нет. Это, мол, наступление на свободу. Но только забывают сказать, что там спецслужбы, американские в первую очередь, следят за пользователями мессенджеров скрытно. Эдвард Сноуден несколько лет назад рассказал об этом в деталях.
Тысячи специалистов каждую секунду отслеживают сообщения в интернете. Могут залезть в любой компьютер. И делают это, конечно, тайно. Построены гигантские дата-центры, где хранится вся информация из интернета, из тех же мессенджеров. Записаны все телефонные разговоры. Используют хакеров. Создают вредоносные программы. Недавний случай с вирусом «ВоннаКрай», он поразил миллионы компьютеров во многих странах. А это ведь была утечка из спецслужб.
При этом крупнейшие компьютерные компании США сотрудничают со спецслужбами. Об этом тоже рассказал Сноуден. Россия идет по другому пути. Альтернатива ведь не в том следить или не следить. На этот вопрос ответ дан: следить. Никакое государство не откажется от этого. Но вот как? Следить тайно, делая вид, что кругом полная свобода, фактически обманывать собственных граждан? Или же ввести законные процедуры, по которым будут работать спецслужбы? И у нас уже приняты законы, которые и установили эти процедуры.
Кадры задержания в спальном московском районе Ново-Переделкино банды, планировавшей теракт. Анализ телефонной переписки задержанных террористов показал, что, во-первых, они готовились взорвать бомбу на станции метро «Теплый стан», а во-вторых, координировали свои действия и получали инструкции по шифрованным каналам мессенджера «Телеграм».
Почему же так любят «Телеграм» террористические ячейки? - спрашивает журналист.
«Телеграм» дает возможность террористам конспиративного общения, начиная от вербовки и обучения исполнителя, в том числе создания так называемых закрытых «спящих ячеек», - поясняет оперативный сотрудник антитеррористического подразделения ФСБ.
«Спящие ячейки» - это сравнительно новая тактика террористов. Оперативники ФСБ утверждают, что столкнулись с ней в России в начале 2016 года, когда в одном из городов Дагестана в закрытой группе мессенджера «Телеграм», организованной членами запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ, прозвучала команда: «Собираемся у ГОВД!»
Некоторые закрытые группы насчитывают до 45 тысяч человек. А это значит, что в любой момент после получения условного сигнала они готовы выдвинуться в любую точку. И совсем не с мирными намерениями.
Нечто подобное использовали «Братья-мусульмане» для организации беспорядков в Египте в 2013 году. Правда, тогда мессенджера «Телеграм» еще не существовало. Он заработал через год. С его появлением передача зашифрованных сообщений вышла на иной уровень.
Перехватить их, не зная специальных ключей, практически невозможно. Прочитать отправленное в закрытом режиме сообщение может только ваш собеседник. Этим и пользуются террористы.
«Недавно был доклад по итогам расследования террористических актов в Европе, и было выявлено, что «Телеграм» является чуть ли не официальным средством коммуникации среди террористов, они использовали его для подготовки своих террористических актов», - рассказывает директор по проектной деятельности Института развития интернета Арсений Щельцин.
При этом еще в 2015 году владелец мессенджера «Телеграм» Павел Дуров так ответил на вопрос, нормально ли он спит по ночам, когда террористы пользуются его мессенджером?
«Это хороший вопрос. Но я считаю, что приватность в конечном счете, наше право на нее, гораздо важнее, чем наш страх перед такими злодеяниями как терроризм», - сказал владелец «Телеграм» Павел Дуров.
Всего через два месяца после этих слов произойдет крупнейший в истории Франции теракт - расстрел посетителей нескольких ресторанов и зрителей в концертном зале «Батаклан». Взрывы возле стадиона «Стад де Франс». Тогда в результате нападений погибли больше 130 человек.
После Франции были теракты в Великобритании, Германии, Швеции. Все они координировались через интернет. Вот фрагмент переписки террористов, один из которых на грузовике пытался задавить как можно больше людей в центре Стокгольма:
- Ассалам алейкум. Как?
- Плохо. Нескольких задавил. Машина не туда заехала. Сейчас в аэропорту. Тупик.
Также через «Телеграм» переписывался со своими кураторами и Акбаржон Джалилов, подорвавший себя в переполненном вагоне петербургского метро. А ведь были еще десятки предотвращенных терактов!
«Во всех последних диверсионно-террористических актах, которые были предотвращены в Республике Крым, в Московской области, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, Нижнем Новгороде, Сочи, Уфе, везде использовался непосредственно мессенджер «Телеграмм» для коммуникации террористов. И, что немаловажно, координация проходила с территории Ирака, Сирии и Турции», - сообщил оперативный сотрудник ФСБ.
Это кадры допроса одного из двух братьев Гакаевых, задержанных оперативниками ФСБ всего несколько дней назад на подъезде к Москве. Цель братьев - теракт в центре столицы. На допросе он рассказывает не только о том, как планировали теракт, но и о способах связи с кураторами в Сирии.
«Выбрали именно «Телеграм», потому что надежнее и там сложнее прочитать переписку. Там не показывается номер абонента, с кем переписываешься, нежели «Ватсап» или «Вайбер», где высвечивается номер и эти чаты легче взломать и послушать», - пояснил задержанный Адам Гакаев.
Братья не успели получить никакой практической подготовки, так как не смогли выехать в Сирию, хотя и пытались. Но теоретических знаний о том, как резать людей, в Интернете начитались достаточно. В тех самых закрытых группах террористов ИГИЛ в «Телеграме».
- Мне скидывали видео, где показывали, как надо убивать людей, с ножами резать людей, хотели в Рамадан все это сделать, - рассказывает задержанный Ибрагим Гакаев.
Священный для мусульман месяц Рамадан заканчивается сегодня – 25 июня.
- Дальше мы должны были умереть в перестрелке с органами, - продолжает Ибрагим Гакаев.
- А это твое было желание? Или там тебе внушили это, что ты должен», - спрашивает оперативный сотрудник.
- Мне сказали, что я должен.
- Кто сказал?
- Ну, в «Телеграме», человек из ИГИЛ. Он нам сказал, чтобы мы не нападали на сотрудников милиции, потому что мы не подготовлены. И мы хотели напасть на мирных граждан с ножами. Потом соорудить бомбу ручную и взорвать где-нибудь, где много людей. Например, в метро или Кремле. Чтобы по телевизору показали.
Использование террористами мессенджеров приобрело угрожающий масштаб. Братья Гакаевы - это классический пример психологической вербовки. Именно для этого террористическая группировка ИГИЛ и размещает множество пропагандистских роликов в Интернете.
«У нас есть очень много примеров, когда террористические акты совершают люди, не специально прошедшие какую-то подготовку, не являющиеся, может быть, частью ячейки ИГИЛ, а те люди, которые просто под влиянием пропаганды, которую они получали через мессенджеры, они прошли вот эту такую дистанционную идеологическую подготовку. Я говорю причем не только о России. Та же самая ситуация у нас в Европе, в странах Запада», - сообщил первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по межнациональным отношениям Максим Григорьев.
На саммите Евросоюза, который прошел в Брюсселе на этой неделе, проблему усиленно обсуждали. Но пока в Европе ограничиваются призывами удалять террористические материалы. На что владелец того же мессенджера «Телеграм» Павел Дуров, проживающий сейчас, по некоторым данным как раз в Европе, снова отчитывается о закрытии страничек сторонников ИГИЛ, мол, уже пять тысяч блокировок.
Но за внушительной цифрой, по сути, ничего не стоит. Таких страничек ежедневно становится все больше и больше. К тому же, помимо террористических ячеек, мессенджер давно облюбовали и торговцы наркотиками. Только в этом месяце МВД вскрыло десятки точек продаж через «Телеграм».
Этого молодого человека полиции удалось задержать в Иркутске фактически в момент очередной сделки по продаже тяжелых синтетических наркотиков, которую он обсуждал по зашифрованному каналу с одним из покупателей. Следователи говорят об особо крупной партии товара. Речь идет о килограммах.
Тем не менее раскрывать коды дешифровки сообщений для борьбы с преступниками, во всяком случае российским контролирующим органам - ведь серверы «Телеграм» находятся в США и Германии - его владелец Павел Дуров категорически отказывается. Это, судя по всему, и вынудило руководителя Роскомнадзора Александра Жарова написать открытое письмо владельцам и пользователям «Телеграм»:
"Требование одно, и оно простое: заполнить присланную анкету сведениями о компании, которая управляет "Телеграм". И официально направить в Роскомнадзор для включения этих данных в реестр организаторов распространения информации. Однако до сих пор мы не получили от администрации мессенджера никакого ответа. Включение мессенджера в данный реестр означает лишь готовность "Телеграм" работать по российским законам", - сказано в заявлении руководителя Роскомнадзора.
Отказ был получен в тот же день. В ответном письме о возможности сотрудничества с российскими государственными органами Дуров не написал ни слова, что в сложившейся ситуации означает только одно: доступ в «Телеграм» террористам и преступникам по-прежнему открыт, и в числе их потенциальных жертв в любой момент могут оказаться в том числе и законопослушные пользователи этого популярного мессенджера.