25 июня 2017 года
Вести.ру, 25.06.17:
Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров вновь потребовал от руководства мессенджера Telegram исполнять российское законодательство. Это означает, что в случае необходимости компания должна предоставлять информацию о пользователях органам исполнительной власти, в том числе спецслужбам. Такой порядок необходим, потому что Telegram, защищающая приватность своих пользователей, всё больше превращается в систему связи для террористов.
Рамиль Шабакаев – студент-второкурсник. Его задержали сотрудники ФСБ России по Ставропольскому краю, когда он садился на рейс Ставрополь — Стамбул. Он летел в Турцию, оттуда хотел проехать в Сирию, чтобы принять участие в "священной войне". В закрытом чате в мессенджере Telegram ему объяснили, что это — долг каждого мусульманина. А если ты не воюешь, то чего ты стоишь?
"В Интернете на различных сайтах просматривал разные ролики. В них показано, как правительственные войска в Сирии притесняют местных жителей, убивают, казнят. Потом познакомился с человеком, который сказал, что он поможет мне поехать туда. В социальной сети Telegram познакомился с ним. Я не знаю, какой это человек, как его зовут, он не говорил свое имя", — вспоминает Шабакаев.
Своем имя не говорил и координатор группы террористов, которые устроили взрыв в петербургском метро. Известно лишь, что вербовщик-джихадист находился за тысячи километров в Сирии и координировал действия боевиков как раз через мессенджер Telegram. Последнее сообщение смертник получил за две минуты до подрыва.
Ново-Переделкино. Столица. Здесь в конце мая задержали нескольких выходцев из Средней Азии. Все — сторонники ИГИЛ (запрещенная в РФ организация), все — идейные джихадисты, всех завербовали через закрытые группы в мессенджере. Пользовались опять же именно Telegram. А собирались они взорвать автобусы у метро "Теплые стан". Как делать взрывчатку, им также объяснили в закрытой группе.
В такой же группе, закрытой для чужих, обрабатывали и Ибрагима Гакаева. Да так обработали, так убедили: нужно срочно бросать все дела и воевать против неверных. И он отправился в Москву.
"Скидывали видео, где показывали, как надо убивать людей. Мы с братом решили приехать в Москву и взорвать что-нибудь. Сделать по видео самодельную бомбу. Если бомбу не сделаем, то с ножами резать людей", — рассказывает Гакаев.
Сделать по видео самодельную бомбу. Это видео ему тоже прислали в мессенджере в той закрытой группе, где он общался. Кто был администратором группы, кто обрабатывал его, Ибрагим не знает.
Telegram — один из самых защищенных мессенджеров в мире.
Он использует криптографически стойкие алгоритмы шифрования сообщений. Сообщения сразу после доставки удаляются с сервера Telegram и остаются только в смартфонах пользователей. "Облачные" серверы, где хранятся данные Telegram, находятся в пяти разных юрисдикциях, и каждый сервер зашифрован специальным ключом.
Собственно, этим — такой закрытостью мессенджера — его создатели особенно гордились.
"Совершается преступление, а нам надо привыкнуть, что в Интернете уже можно совершать преступления, которые могут разрушать государства и города, наносить катастрофический ущерб. У нас не выстроена система отношений", — отметил Герман Клименко — советник президента РФ по вопросам развития Интернета.
Что требует Роскомнадзор от создателей Telegram? Ничего особенного — заполнить присланную анкету сведениями о компании, которая управляет Telegram, и официально направить в Роскомнадзор для включения этих данных в реестр организаторов распространения информации. Это позволит спецслужбам в случае необходимости получать доступ к информации в мессенджере. Администрация мессенджера с таким требованием не согласна. В заочной полемике с Роскомнадзором прозвучали такие слова от Telegram: "Еще ни одно правительство или спецслужба в мире не получили ни бита информации от нас. Так будет всегда".
На самом деле вопросы к создателям Telegram есть не только у российских контролирующих органов и спецслужб. Американские спецслужбы даже предлагали создателям заплатить за доступ к программе, незаметный для пользователей. Создатели отказались. Говорят, мы сами блокируем группы джихадистов, вербовщиков и группы, связанные с ИГИЛ (запрещенная в РФ организация). Но вот какая штука: для спецслужб сегодня этого недостаточно.
"Через мессенджеры террористы вербуются и готовят теракты. Они общаются, договариваются. Ведь подготовка теракта не дело одиночки, сумасшедшего, который решил и через 15 минут пошел взорвал что-то. Это организация, тем более если это ИГИЛ. Это спецслужба работает по осуществлению терактов. Они там готовятся три месяца. Именно на этапе подготовки спецслужбам нужен доступ, потому что нет возможности предотвратить. Дальше спецслужбы раскрыли цепочку и взяли этих людей. В Англии тоже взяли 10 человек, но люди-то погибли. И в этом смысле цена несопоставимая по приватности", — подчеркнул Илья Массух, директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, экс-заместитель министра связи РФ.
Переписка в мессенджере Telegram боевика из Средней Азии, который в апреле совершил атаку в Швеции. Он пишет некоему собеседнику в центре Стокольма: "10 задавил. Надо выбраться". А тот ему отвечает: "Скинь короткое видео, брат, и будь стойким". До конца неясно, это подлинная переписка или нет. Но характерно, что здесь опять фигурирует именно Telegram — самый закрытый мессенджер.
Или вот группа, которая планировала теракт в Люрецах. Ее задержали год назад. 15 человек. Старшим был Бахриддин Руминов. Его сначала самого завербовали через мессенджер, потом назначили старшим в группе. Кто координировал его деятельность, Руминов не знает. Telegram сохраняет анонимность. И кто дал ему задание взорвать маршрутку, спецслужбы так и не смогли установить.
"Мы использовали для конспирации программу Telegram. Мы получили через эту программу видеоуроки для изготовления самодельной бомбы. Моя задача в этой группе — изготовление самодельной бомбы. Передать ее надо было другому человеку, который был готов заложить в маршрутном такси", — рассказал Руминов.
Уничтоженные в апреле ходе спецоперации во Владимирской области боевики готовили теракты в Москве. Тоже пользовались Telegram и еще одним мессенджером – Zello — доступа к которому у спецслужб нет.
"А ведь основная стычка идет по линии, когда запрос отправляется к владельцу мессенджера, кто на том конце провода продает наркотики, кто на том конце провода продает оружие, кто на том конце провода нарушает закон. У разных стран — разные основания, разное законодательство. У нас выстраивается только практика правовых отношений. И в этом плане, конечно же, позиция Telegram наиболее крайняя", — считает Герман Клименко — советник президента РФ по вопросам развития Интернета.
"Если брать там американские и английские мессенджеры, то их видят все спецслужбы, потому что там работают законы по противодействию терроризму, который у нас планируют ввести. В Америке есть Патриотический акт, по которому все операторы мессенджеров предоставляют спецслужбам доступ, причем неограниченный", — сказал Илья Массух.
Закрытостью Telegram пользуются не только террористы. Ее оценили и российские наркоторговцы. Все крупные задержания последних месяцев — везде фигурирует именно Telegram как средство связи поставщиков и покупателей.
А еще Telegram очень любят и ценят отечественные коррупционеры. Как раз из-за закрытости мессенджера. Поговаривают, что один из задержанных за коррупцию губернаторов как раз в Telegram общался со своими подчиненными сообщниками, решая, кому, сколько и чего.
Хотя на самом деле мессенджер Telegram сам по себе очень хорош. Он популярен во многих странах. Там много каналов, посвященных изучению языков, истории, просто общению. Он очень быстрый и качественный. Однако в нынешних условиях спецслужбы справедливо требуют дать им доступ к информации Telegram просто потому, что это — вопрос безопасности граждан. И для примера: в США и Британии вообще думают о том, чтобы ограничить или вовсе запретить шифрование в интернет-мессенджерах. Именно по тем же причинам.