1 июня 2017 года
Россия 24 # Вести, 01.06. 17
В: Александр Александрович, спасибо, что согласились с нами пообщаться.
АЛЕКСАНДР ЖАРОВ: Спасибо, что пригласили.
В: Сейчас тем более такой суетной день, и сегодня, и завтра. Хотелось бы с вами в первую очередь поговорить о вопросах безопасности, вопросах интернет-безопасности и сохранения персональных данных, о чем сейчас очень много разговоров идет. Ну первый такой, можно сказать, информационный вот сейчас вброс идет со стороны руководства мессенджера Telegram, который заявил о том, что он отказывается работать с любыми службами, с любыми спецслужбами. То есть они собираются работать так вот, сами по себе. Понятно, что вы, наверное, не очень хорошо к этому относитесь.
АЛЕКСАНДР: Ну, отношусь я к этому пока с пониманием.
В: С пониманием.
АЛЕКСАНДР ЖАРОВ: То есть мы находимся с администрацией мессенджера Telegram, как и с администрацией нескольких других крупных мессенджеров, в коммуникации. Мы очень надеемся на то, что здравый смысл возобладает, и в конечном итоге люди поймут о том, что, работая на территории суверенного государства, они должны соблюдать законодательство этого суверенного государства. Тем более что факт, что именно мессенджеры используются террористами, экстремистами не только в нашей стране, но и во всем мире, был декларирован и нашими спецслужбами, и спецслужбами ряда западных стран. Зона эта требует регулирования, и оно, очевидно, осуществится. Кто будет соблюдать законы - будет работать. Кто не будет соблюдать - будет заблокирован. Надеюсь, что таких компаний будет минимальное количество.
Ведь мессенджеры существуют давно, а о регулировании мессенджеров мы заговорили только в этом году. И тот законопроект, который сейчас находится в Государственной Думе, мы к его разработке прямого отношения не имели, но наши эксперты привлекались в ходе его разработки. Он ведь декларирует две вещи: о том, что мессенджеры, работая на поляне операторов связи, они точно так же предоставляют возможность аудио- и видеозвонков и возможности передачи сообщений. Но должны попадать под те же ограничения, под которые попадают операторы связи, на сети которых они существуют. Оператор-то связи платит за инфраструктуру, платит налоги, платит иными ограничениями, а мессенджеры не имеют никаких ограничений, отъедают от них аудиторию. Вот почему у WhatsApp, у Telegram, у других миллионы пользователей? Потому что та же самая услуга получается бесплатной.
В: Ну, естественно, потребитель выбирает то, что бесплатно.
АЛЕКСАНДР ЖАРОВ: Выбирает то, что бесплатно. Но в то же время именно в этой зоне находится максимальное количество рисков.
В: Я, например, сейчас не знаю, кто пользуется эсэмэсками. Все, по-моему, пересели уже достаточно плотно на мессенджеры.
АЛЕКСАНДР ЖАРОВ: Ну, наверное, люди старшего поколения пользуются эсэмэсками.
В: Старшего поколения, да.
АЛЕКСАНДР ЖАРОВ: А вся молодежь, конечно, мессенджерами. Поэтому вполне логично, что государство решило эту зону регулировать.
В: Никто не обращал внимания на те группы, которые формируются в социальных сетях. И только потом, когда все стали бить в набат, что погибают дети, что создаются тоже террористические ячейки, все стали обращать на это внимание, говорить, что эту сферу нужно контролировать. То есть здесь возникали разговоры точно так же и с точно таким же посылом, как вот сейчас разговоры возникают по поводу мессенджеров.
АЛЕКСАНДР ЖАРОВ: Ну вы подняли очень две важные темы. Суицидальные группы - тема возникла достаточно недавно, в конце прошлого года. «Группы смерти», которые были выявлены, кстати, журналистами, закрытые группы социальной сети «ВКонтакте». Мы достаточно оперативно вместе с «ВКонтакте» создали рабочую группу и больше 250 этих групп заблокировали с помощью специалистов «ВКонтакте». Они были просто удалены очень быстро. После этого контент трансформировался, и с нового года, обратите внимание, мы на сегодняшний день, то есть январь, февраль, март, апрель и май, заблокировали более 9 тысяч групп. То есть экспоненциальный рост. Используются ботсети для генерации этого контента. И я думаю, что сейчас, с появлением - ну, сейчас он будет уже законом - законопроекта Яровой по уголовному наказанию тех, кто производит суицидальный контент, тема закроется. Потому что как только появляется угроза наказания уголовного, люди, которые производят этот контент, начинают вести себя осторожнее.
Вторая тема, вами поднятая, - безусловно экстремистский контент. По нашему законодательству генпрокурор и его заместители принимают решение о внесудебной блокировке такого контента. В настоящее время ими было выявлено больше полутора тысяч сайтов с таким контентом. А зеркал этих сайтов наши специалисты выявили уже более 40 тысяч.
В: Хотелось бы спросить о тех угрозах, которые сейчас существуют. Есть и интернет-угрозы, есть и угрозы, которые… Ну я имею в виду, угрозы, вызовы, как в МИДе говорят, мошеннические схемы, которые посредством эсэмэсок расходятся, посредством того же фишинга.
АЛЕКСАНДР ЖАРОВ: Но на что каждому пользователю нужно обращать внимание? Это кому и как вы отдаете свои личные данные. Ведь очень много идет спама, в том числе через мессенджеры, когда говорят: «Сообщи то-то, то-то и то-то, и мы тебе за 20 копеек продадим то, что стоит 200 рублей». Вот на это надо обращать пристальное внимание. Потому что как только в руках у злоумышленников оказываются ваши персональные данные, они могут максимально глубоко проникнуть в ваше личное пространство, в ваши платежные системы, кредитные карточки, получить доступ к вашим фотографиям, которые вы не хотите, чтобы они использовались и так далее. Просто ваш весь виртуальный профиль будет украден, а потом вас начнут шантажировать, с ваших счетов украдут деньги. Поэтому отношение к своим личным данным должно быть крайне трепетное, как к ключу от квартиры.
В: Вот с чем придется, на ваш взгляд, и, может быть, уже начинаем сталкиваться, с какими еще вызовами в ближайшими годы? К чему надо быть готовым?
АЛЕКСАНДР ЖАРОВ: Ну, я бы сказал, что поскольку количество каналов распространения информации, в том числе каналов личной информации, увеличивается, ведь недавно был только ЖЖ, например, потом появились иные социальные сети, сейчас появились мессенджеры. У каждого человека в смартфоне огромное количество каналов - окон, в которые он проваливается и общается. В каждом из них он оставляет следы.
В: Следы, конечно.
АЛЕКСАНДР ЖАРОВ: Эти следы потом могут быть аккумулированы, и может быть составлен личный профиль человека. Из этой информации может быть максимальное количество информации…
В: Куда он ходит каждый день.
АЛЕКСАНДР ЖАРОВ: Конечно. Поэтому, во-первых, я считаю, количество каналов информации, через которые ты ходишь, четко контролировать и понимать. То есть каждое действие в виртуальном пространстве должно быть осознанным. Мы с вами перед программой начали говорить о том, нужен ли некий центр координации.
В: Координационный центр, да.
АЛЕКСАНДР ЖАРОВ: Я полагаю, что в настоящее время наши спецслужбы, которые отвечают за киберугрозы, максимально компетентны и эффективны, поскольку в основной своей массе вот эти кибератаки, они же происходят все время, в меньшей или в большей степени. Система работает. По мере развития информационного общества, если такой вопрос встанет, я полагаю, что набор компетентных органов, которые этим делом занимаются, понятен. И такой центр будет создан.
В: Спасибо большое за этот разговор.