14 апреля 2017 года
Бизнес-FM, 14.04.17:
Сайты, на которых есть форма обратной связи, оказались в сложном положении. Несколько компаний уже получили штрафы до десяти тысяч рублей за нарушение закона о персональных данных. Кому грозит наказание? И что делать, чтобы не попасть под штраф?
Форма обратной связи сейчас есть чуть ли не на каждом сайте: клиента просят оставить свое имя, и телефон или электронную почту. Но есть нюанс в том, может ли пользователь поставить галочку, что согласен на обработку персональных данных. И в том, публикует ли сайт политику конфиденциальности. Если нет, можно получить штраф. Как, например, Тамбовская городская юридическая компания, которой придется заплатить тысячу рублей. Причем сотрудник компании рассказал Business FM, что на их сайте даже было необязательно указывать телефон или электронную почту:
«У нас на сайте была обратная форма связи, можно было оставлять заявку на получение консультации, то есть информацию в ней оставлять было можно и нужно как минимум, то есть необязательно настоящие имя-фамилию, нет, даже фамилии не было, просто имя. Обязательным к заполнению был только сам текст сообщения, который, соответственно, мы видели и могли отследить».
Тамбовская компания попыталась оспорить штраф в суде, но не удалось. Штрафы по пяти и десяти тысяч рублей в начале года получили несколько компаний в Астрахани. Причем прокуратура наказывала сначала организации, чьи названия начинались на букву «А», затем на букву «Б», как будто бы штрафовать стали по алфавиту. А потом все прекратилось, говорит корреспондент астраханской газеты «Волга» Ольга Лазарева.
Ольга Лазарева
корреспондент астраханской газеты «Волга»
«Насколько я могу судить, на букве «Б» действительно остановились. Фирмы могли бы судиться, но кто будет судиться с прокуратурой, зачем людям проблемы? Они заплатили пять тысяч, оштрафовали своих сисадминов и продолжили работать».
Но получается, под ударом — все сайты, где есть формы обратной связи. Что нужно делать, чтобы не получить штраф от Роскомнадзора, пояснил пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский.
Вадим Ампелонский
пресс-секретарь Роскомнадзора
«Во-первых, вы должны разместить политику конфиденциальности, во-вторых, вы должны поставить галочку, которую пользователь должен заполнить для того, чтобы зафиксировать, так скажем, факт своего осознанного согласия на обработку тех данных, которые он вам предоставляет. Вот если всего этого не сделано, то, соответственно, мы фиксируем нарушение законодательства и принимаем соответствующие меры. Закон предусматривает исключения для обращения в органы государственной власти. Если вы обращаетесь в органы государственной власти, то согласие пользователей не требуется».
И хотя пока случаи штрафов единичны, лучше разместить на сайте все необходимые соглашения и галочки, и закрыть глаза на то, что это загромождает интерфейс. Эксперты уже предположили, что если тенденция продолжится, в Интернете начнется настоящая гражданская война — конкуренты наперебой будут стучать друг на друга за незакрытые галками поля для ввода. Причем если сейчас максимальный штраф — десять тысяч рублей, то с 1 июля он вырастет до 30. И закон предусматривает и более серьезную меру — блокировку сайта.