28 сентября 2016 года
Газета.ру, 28.09.16: Мария Лацинская
Роскомнадзор поддержал регулирование OTT-сервисов
Роскомнадзор поддержал позицию Медиакоммуникационного союза (МКС) по регулированию рынка онлайн-кинотеатров. Появление нового реестра, ограничения для иностранных игроков и ответственное отношение к контенту — «Газета.Ru» рассмотрела основные положения будущего законопроекта.
Готовящийся участниками медиаотрасли законопроект (копия имеется в распоряжении «Газеты.Ru) вводит понятие «организатор аудиовизуального сервиса». Под это определение подпадают онлайн-площадки, предоставляющие за плату или с условием просмотра рекламы аудиовизуальный контент. Еще одним важным критерием является аудитория такого сервиса — 100 тыс. и 20 тыс. в течение месяца для территории России и отдельно взятого субъекта Федерации соответственно.
Документ предполагает создание специального реестра онлайн-кинотеатров, вести который уполномочен Роскомнадзор. Получив уведомления из ведомства, компания обязана предоставить необходимые документы в течение двух месяцев.
«Телесмотрение в России развивается, современные сервисы начинают играть роль традиционных СМИ, в связи с чем законодательное регулирование указанной сферы вполне оправдано», — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
Представитель ведомства указывает, что задачами законопроекта прежде всего является установление единых условий и равных возможностей для игроков данного рынка.
В пресс-службе «Ростелекома» «Газете.Ru» рассказали, что компания поддерживает необходимость включения ОТТ-сервисов в российское правовое поле.
«В настоящее время аудитория и востребованность онлайн-кинотеатров стремительно растут, но они находятся как бы в серой зоне», — отметил руководитель направления департамента внешних коммуникаций «Ростелекома» Валерий Костарев. Он обратил внимания, что оператор сам занимается развитием ОТТ-сервисов, например видеопортала и ТВ-приставки «Интерактивное ТВ 2.0».
По плану СМИ
Не все игроки рынка позитивно встретили новость о готовящемся законопроекте. Неодобрение вызвала норма об ограничении доли иностранного участия до 20%. Подобное с недавних пор предусмотрено законом в отношении СМИ.
Авторы документа и не скрывают, что ОТТ-сервисы стали частью медиарынка, сопоставимой с прессой, ТВ, радио и интернет-изданиями.
Возможным вариантом выхода из ситуации может стать применение практики, которую взяли на вооружение СМИ, — продажа доли в компании российским партнерам. На моменте подготовки рынка к новому законодательству Роскомнадзор инициировал консультации с владельцами изданий и телеканалов.
Закон затронул структуру «Ведомостей», почти всех зарубежных глянцевых журналов, телеканала СТС и т.д. Под норму возможного законопроекта об онлайн-кинотеатрах подпадут такие сервисы, как Netflix, Ivi.ru, MEGOGO и Amediateka.
Генеральный директор онлайн-кинотеатра MEGOGO в России Виктор Чеканов сообщил «Газете.Ru», что компания с первого дня своего существования работает в рамках правового поля: сервис является юрлицом, зарегистрированным на территории России, которое платит налоги и взаимодействует с госорганами.
«Дополнительное регулирование здесь излишне и несет в себе сомнительные цели.
МКС отказывается контактировать по вопросам данного законопроекта. Скажу более, еще совсем недавно их представители и вовсе отрицали факт работы над таким законопроектом, что было, конечно же, неправдой», — подчеркнул глава MEGOGO.
Генеральный директор Amediateka Денис Горшков заявил «Газете.Ru», что компания к ограничениям готова, поскольку уже прошла процедуру приведения своей структуры в соответствие законодательству о СМИ. По словам главы сервиса, площадка знакома с законопроектом. В рамках деятельности рабочей группы в ассоциации «Интернет-видео» Amediateka сообщила о своих замечаниях к документу.
Связаться с Netflix «Газете.Ru» не удалось. В Ivi.ru от комментариев отказались.
Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин инициативу МКС тоже подверг жесткой критике, назвав ее в разговоре с «Газетой.Ru» неприкрытом лоббизмом. «Организация пытается снизить стоимость активов конкретных нескольких компаний — лидеров рынка», — уверен эксперт.
Бырдин настаивает, что если посмотреть на реальное рыночное положение игроков в области онлайн-видео, то станет очевидно, что он принадлежит сервисам, не связанным с телекомом или медиа.
Источники, знакомые с процессом разработки документа, считают такую позицию бессодержательной. Пожелавший остаться неназванным собеседник «Газеты.Ru» высказал мнение, что Бырдину просто не удалось договориться с МКС. «Эксперты МКС неоднократно просили его представить конструктивные предложения, но так ничего и не дождались», — сообщил источник.
Зарубежный опыт и российские наказания
В МКС отмечают, что введение правил об иностранном участии в видеосервисах полностью соответствует международному опыту. В частности, организация ссылается на опыт США, где лица, являющиеся гражданами другого государства, могут контролировать не более 25% долей (акций) американских телевизионных каналов и радиостанций.
Во Франции участие иностранных (не из стран Европейского союза) физических или юридических лиц в акционерном капитале телекомпаний ограничено 20%, в Австралии ограничения на иностранные инвестиции вещателей установлены на уровне 20%, в Индонезии и Канаде — 20%, в Испании — 25%.
В случае несоблюдения сервисом, работающим на территории России, аналогичного положения Роскомнадзор вправе обратиться в суд с заявлениями о его запрете. По решению судебного органа онлайн-кинотеатру может грозить блокировка на территории России.
Законопроектом предусматриваются и штрафы при непредставлении или несвоевременном представлении в Роскомнадзор нужных сведений либо представление заведомо недостоверных данных. Для граждан сумма составляет от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц — от 50 тыс. до 300 тыс. руб.
Повторное нарушение чревато штрафом для граждан от 30 тыс. до 50 тыс. руб. и для юридических лиц 300 тыс. до 500 тыс. руб.
Кроме того, онлайн-кинотеатры обязаны соблюдать закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и не выкладывать ролики с экстремистским содержанием. Что, впрочем, и без нового документа делать интернет-сайтам совсем нежелательно.
«Мы опасаемся, что толкование и применение закона регулятором после его принятия может изменить ситуацию с присутствием на рынке иностранного контента не в пользу ОТТ-сервисов», — поделился мнением Горшков.
Положительные моменты
Отмечается, что законопроект не относится к поисковикам, соцсетям и сайтам с пользовательским контентом.
«Ни социальные сети, ни видеохостинги, ни поисковые системы, ни сервисы, размещающие пользовательский видеоконтент, под регулирование законопроекта не подпадают», — подчеркнул Ампелонский.
Таким образом, руководству и пользователям YouTube, «ВКонтакте», «Одноклассники», iTunes, Google Play и других площадок опасаться нечего.
Ожидается, что очередное обсуждение инициативы состоится на площадке RIW-2016. Документ будет рассмотрен и Минкомсвязью. Точные сроки внесения законопроекта в Госдуму пока что не определены.
Законопроект предусматривает переходный период, который позволит участникам рынка комфортно перейти на новые условия работы в сфере онлайн-стриминга.
В случае принятия закона сервисам к 1 марта 2017 года предстоит привести свою структуру собственности в соответствие с требованиями документа. Предполагается, что вступает закон в силу 1 января 2017 года.
Вопрос о регулировании видеосервисов обострился после прихода американского Netflix в Россию в начале 2016 из-за возмущения российских предпринимателей, которые потребовали ограничить работу иностранной компании.
Тогда же стало известно, что МКС выступил инициатором подготовки будущего законодательства. О введении онлайн-площадок в российское правовое поле еще зимой говорил и руководитель Роскомнадзора Александр Жаров.
Тогда аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян в беседе с «Газетой.Ru» обратил внимание, что отечественные сервисы «не в восторге» от подобных вещей, поскольку, в случае если в отношении этого рынка будет введено какое-либо регулирование, это может ударить и по российским компаниям.
МКС, по словам Ампелонского, все же удалось обеспечить баланс интересов участников рынка, государства и потребителей медиаконтента.
«Проект прошел всестороннее обсуждение со всеми заинтересованными участниками. Эта работа длилась более полугода в открытом режиме. Отличия финальной версии от первоначальной более чем существенные», — отметил пресс-секретарь Роскомнадзора.