17 февраля 2016 года
Российская Газета, 17.02.16: Юлия Воронина, Татьяна Шадрина
В России примут закон по борьбе с пиратскими сайтами
В России будет принят закон по борьбе с пиратскими сайтами и блокировке их "зеркал" - копий заблокированных ресурсов на других порталах. Об этом на "Деловом завтраке" в "РГ" рассказал руководитель Роскомнадзора Александр Жаров.
А еще он прокомментировал планы введения госконтроля над интернет-трафиком, поступающим в Россию из-за рубежа.
Александр Александрович, как вы относитесь к идее контроля зарубежного интернет-трафика в России? Интернет-пользователи опасаются ограничения свободы информации в Сети.
Александр Жаров: Основной контролер Интернета в мире - США. Американская корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN) контролирует трафик Интернета во всем мире. И желание каждой страны контролировать свой интернет-трафик не случайно. Мы живем в информационном обществе, и значительная часть информации поступает именно из Интернета. Интернет-трафик уже контролируют крупные страны, например, Германия. И мы несколько отстали в этом вопросе и просто приводим его в соответствие с международной практикой.
Как вы знаете, в 2014 году минкомсвязь вместе с другими заинтересованными ведомствами провела учения, моделируя следующую ситуацию: что произойдет, если по каким-то техническим причинам Россия будет отключена от глобальной Сети.
Вопрос технического контроля трафика обсуждался уже на Совете безопасности, было соответствующее поручение президента. Вопрос контроля российского и зарубежного интернет-трафика в России является результатом реализации этого поручения. Очевидно, что государство должно знать и контролировать те точки, через которые к нам входит международный поток данных. Мы должны понимать, что делать в случае экстренной ситуации, например, если по каким-то причинам, прежде всего техногенным, Интернет в страну поступать не будет. Каждый год количество интернет-зависимых отраслей увеличивается. И за счет этого вклад Интернета в экономику страны растет. Но контроль трафика Интернета не касается контента, не касается переписки граждан. Подчеркну, это именно технологический и технический контроль сети Интернет. Это даст новый толчок для развития экономики, в том числе экономики Рунета. Мы совершенно точно увидим, где нужно наращивать инфраструктуру для того, чтобы было больше пользователей Интернета, а где она достаточна или избыточна. Я не вижу тут никаких проблем с точки зрения атаки на свободу слова, свободу самовыражения и так далее.
Прошел почти месяц, как отправлен на пожизненную блокировку торрент RuTracker.org. Снизилась ли его посещаемость?
Александр Жаров: Мы поместили RuTracker.org в единый реестр запрещенной информации. Операторы связи получили информацию об этом. В последние 5-7 дней мы оцениваем эффективность блокировки в 75-78 процентов. Я считаю, что это уже критично для ресурса. Для них критично падение рекламных доходов. В прошлые годы их доход от рекламы составлял 6-7 миллионов долларов. Сейчас рекламодатели, очевидно, из-за падения трафика уходят от них. И я думаю, что не далек тот день, когда этот торрент-трекер перестанет существовать. Правда, они позиционируют себя как Википедия, то есть как социально значимый ресурс, и обещают продолжать свою работу. Но есть одно принципиальное отличие RuTracker.org от Википедии. RuTracker.org - все-таки пираты. И те, кто выкладывает на страницах ресурса нелегальный контент, являются, с определенными оговорками, ворами. Они воруют те деньги, которые правообладатели могли бы потратить на создание новых книг, фильмов, программного обеспечения и всего остального, что через трекеры распространяется. Википедию ни в коей мере нельзя причислить к воровским и пиратским ресурсам.
Компания Google на конец 2015 года по требованию владельцев авторских и смежных прав удалила 520 миллионов единиц пиратского контента. И цифра в 300 тысяч раздач, которые были на RuTracker.org, не является критичной.
Рассматривается ли вопрос распространения решения суда о блокировке сразу на все копии ("зеркала") пиратских сайтов?
Александр Жаров: Очень важный вопрос. У нас в законодательстве понятие "зеркала" не существует. И зачастую, создавая "зеркало", владелец ресурса меняет его лицевую страницу, то есть не получается точная копия.
Сейчас мы прорабатываем решение этой проблемы вместе с Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), Медиа-Коммуникационным союзом, в который входят операторы связи, СМИ, интернет-компании. Хотим внести в законодательство поправки с определением "зеркала" и условий для его блокировки. Предложения должны быть подготовлены к середине марта и затем переданы в минкомсвязь.
В соцсетях тоже есть пиратские копии. Пользователи сами выкладывают музыку и кино. Неужели их тоже нужно наказывать?
Александр Жаров: В Европе и США сам заход на пиратский сайт влечет несколько предупреждений и затем штраф: 600 евро, 800 евро, несколько тысяч евро в зависимости от страны.
С момента принятия в нашей стране антипиратского законодательства поведение российский социальных сетей тоже изменилось. Наша самая крупная социальная сеть "ВКонтакте", к сожалению, до сих пор внесена в 301-й список торгового представительства США как пиратский ресурс. Но мы продолжаем работу, чтобы исключить ее из этого списка. Сейчас владельцы соцсети активно сотрудничают с платформой дистрибуции легального контента Pladform, легализуют трафик музыки и фильмов. Помимо этого они ведут переговоры с правообладателями, как отечественными, так и зарубежными.
Я абсолютно уверен, что в ближайшие год-полтора социальная сеть "ВКонтакте" станет абсолютно легальным ресурсом. Принципиальным остается вопрос контроля малых ресурсов, существующих по принципу социальных сетей. Если ресурс распространяет нелегальный контент, а трафик растет, то рано или поздно он попадет в категорию ресурсов, которые будут заблокированы.