5 мая 2015 года
Российская газета, 5.05.15:
Юлия Воронина
Правообладатели готовы предъявить требования
В начале мая вступили в силу поправки к антипиратскому закону, направленные на защиту музыкальных, литературных произведений, программного обеспечения от нелегального распространения. Раньше закон регулировал лишь размещение видеоконтента, теперь сфера его действия расширится.
Антипиратский закон вступил в силу в августе 2013 года. Он предусматривает блокировку сайтов, распространяющих кино- и телефильмы с нарушением авторских прав. В законе устанавливается возможность внесудебного решения споров между добросовестными интернет-площадками и правообладателями. Если же в суде один и тот же правообладатель выиграет у одной и той же интернет-площадки судебный процесс два раза, суд может совсем заблокировать такой ресурс. Поправки к закону расширяют действия по охране на все виды авторских прав, кроме фотографии.
"Этот закон призывает правообладателей и интернет-отрасль находить общий язык и вместе зарабатывать деньги, - отметил начальник правового управления Роскомнадзора Борис Едидин. - Если участники спора не смогут договориться, тогда доступ к ресурсу, нарушающему закон, будет ограничен. Ограничение доступа к ресурсам обеспечивается Роскомнадзором посредством предоставления операторам связи сведений об информационном ресурсе, указанном в судебном акте. За время действия текущего закона мы обработали 272 обращения в Мосгорсуд. Но сейчас блокируется всего 14 ресурсов, распространяющих пиратский контент. Остальные ресурсы удалили записи по просьбе правообладателей".
Основная проблема старой версии закона заключалась в том, что сфера регулирования была слишком узкой
По мнению представителя Роскомнадзора, основная проблема старой версии закона заключалась в том, что сфера регулирования была слишком узкой и отсутствовал четкий досудебный порядок разрешения споров. "Эти минусы были выявлены, проработаны и исправлены в новых поправках к закону. Введены досудебное урегулирование спора и механизм постоянной блокировки для ресурсов, которые более двух раз уличены в пиратстве и нарушениях авторских прав. Мы рекомендуем интернет-ресурсам размещать сведения о контактном лице для упрощения взаимодействия с правообладателями. А правообладателям рекомендуем применять закон преимущественно в отношении злостных нарушителей, использовать досудебные механизмы и не обращаться напрямую к операторам связи без решения суда".
Правообладатели несут огромные потери от пиратской продукции, но существует несколько подходов к их оценке. "Каждый, кто скачал какой-то пиратский файл и не заплатил за него, нанес ущерб правообладателю в размере его стоимости. Если использовать этот подход, то общие потери правообладателей на российском рынке исчисляются миллиардами долларов в год. Но более реалистичный подход к оценке потерь - это число пользователей, которые потенциально могли купить контент, но предпочли использовать удобную бесплатную альтернативу.
По нашим оценкам, такие потери составили в 2014 году 250-300 млн долл.", - рассказал руководитель проекта Инвестиции 101.ру Руслан Смирнов.
Самой активной индустрией, которая намерена защищать свои интересы в соответствии с новым законодательством, остается музыкальная. "В этой сфере уровень судебной активности то падает, то поднимается. Но очевидно, что в 2015 году он возрастет. Сейчас список ресурсов, к которым есть претензии у правообладателей, расширен до 50 сайтов. Но затяжных процессов не будет - досудебный порядок предполагает реакцию портала на просьбу удалить нелегальный контент в течение 24 часов, - рассказал член Ассоциации юристов России Роман Лукьянов. - Мы надеемся избежать постоянных блокировок и найти общий язык с теми ресурсами, которые будут временно заблокированы. Сайтам нужно быть осторожными и оперативно реагировать на документы, которые приходят от представителя музыкальной индустрии".
Пиратство также остается проблемой номер один в сфере программного обеспечения. "Мы надеемся, что теперь с этим типом пиратства окончательно удастся справиться. В ближайшие несколько лет мы достигнем существенного изменения доли легального софта вне зависимости от монетизации, - считает директор некоммерческого партнерства "Поставщиков программных продуктов" Дмитрий Соколов. - Главным плюсом для потребителей станет снижение стоимости владения единицей продукции и стоимости аренды. Плюсом для бизнеса станет повышение доступности и качества технической поддержки, снижение затрат на незапланированные простои, связанные с использованием пиратского софта. Правообладатели получат расширение рынка и снижение производительных издержек на защиту, а также адекватную оценку своих продуктов".
Большие убытки из-за пиратства несет и книжная индустрия. "Пиратство методично уничтожает нашу литературу, потому что не дает авторам возможности зарабатывать. Но введение санкций против пиратов никак не ущемит права пользователей. Они просто будут искать книги на легальных ресурсах. Сейчас в Сети есть совершенно разные схемы монетизации произведений, - отметил генеральный директор Ассоциации по защите авторских прав в Интернете Олег Колесников. - То есть каждый пользователь может выбрать для себя наиболее удобный вариант подписки. Но люди, стоящие за пиратскими сервисами, во-первых, просто не хотят заниматься инвестированием, чтобы развивать свой ресурс, во-вторых, не имеют достаточно знаний, чтобы предоставить качественную услугу. Теперь, после вступления в силу поправок к антипиратскому закону, исчезнут сервисы, созданные людьми, не умеющими работать с авторскими правами. И тогда будут развиваться легальные способы доступа к контенту, а его стоимость снизится".
Согласно исследованию РАЭК и Фонда "Общественное мнение", 12% россиян (или 21% интернет-пользователей) готовы платить за легальный контент в Интернете, при этом у 13% россиян (22% пользователей) есть опыт покупки контента через Интернет. "К сожалению, число пользователей, готовых платить, снижается, равно как и доля "уверенных неплательщиков". Год назад 40% были не готовы платить за доступ к легальному контенту в Сети, три года назад - 43%. В 2014 году таких пользователей уже половина", - рассказал главный аналитик РАЭК Карен Казарян.
Интернет-бизнес в основном отрицательно относится к расширению действия антипиратского закона. "Причина не в желании нарушать авторские права, хотя именно это является основой некоторых бизнес-моделей. Причина в том, что это повышает юридические риски, так как расширяется перечень оснований блокировки сайтов (не только фильмы, но и музыка, тексты, персонажи мультфильмов и пр.) и потому повышается вероятность блокировки, - объяснил партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Роман Алымов. - Поскольку более 90% сайтов блокируется необоснованно и неправомерно, например из-за того, что они используют один сетевой адрес с недобросовестным), блокировка угрожает прежде всего добросовестным сайтам, что и является причиной негативного отношения интернет-бизнеса к поправкам".
По словам Карена Казаряна, по многим направлениям в результате совместной работы (интернет-бизнес, правообладатели, законодатели) удалось найти компромиссные решения. Но по некоторым другим принципиальным вопросам у отрасли остались претензии к закону. "Мы заостряем внимание на том, что нужно дифференцировать интернет-площадки по роду или величине их бизнеса и исключить возможность блокировки крупных легальных площадок, не являющихся "пиратскими ресурсами". Мы бы хотели видеть также больший акцент на внесудебное урегулирование споров по вопросам защиты авторского права, чем это прописано сейчас в законе, включая предложение по обязательному прохождению этапа досудебного урегулирования претензий, - отметил Карен Казарян. - Также нужно переориентировать "запретительные законодательные" меры по борьбе с пиратством в плоскость бизнес-схем и поиска моделей совместной монетизации легального контента, которые позволят зарабатывать на его потреблении как интернет-площадкам, так и правообладателям. Такие схемы автоматически вытеснят пиратство на просторах Рунета". Представители отрасли считают, что постоянная блокировка, предусмотренная новым законом, - беспрецедентный механизм, который может потенциально привести к нарушению связности сети Интернет и другим непредвиденным последствиям.