13 апреля 2015 года
ВестиFM, 13.04.15:
Постановление, разрешающее Роскомнадзору проверять переписку пользователей социальных сетей, подписал премьер Дмитрий Медведев. Оно опубликовано на сайте правительства. Документ дает Роскомнадзору право устанавливать факты приема, передачи, доставки и обработки сообщений, будь то голосовая информация, письменный текст, изображение, звуки и иные электронные сообщения. Роскомнадзор также сможет записывать и фиксировать доступные пользователям действия. Тему в эфире "Вестей ФМ" прокомментировал официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
"Вести ФМ": Объясните, зачем это нужно и что это будет означать для пользователей?
Ампелонский: Во-первых, мы категорически против формулировки, которая сегодня тиражируется в оппозиционных, прежде всего, изданиях и на ряде периферийных сайтов. И вы, к сожалению, ее тоже употребили. Заключается она в том, что Роскомнадзор будет проверять личную переписку пользователей. Это неправда. Личная переписка пользователей в Интернете охраняется российским законом.
"Вести ФМ": В том, что я сказал, не было слова "личная" переписка.
Ампелонский: Я понял. В любом случае, такая юридическая защита переписки граждан является реализацией права россиян на тайну частной жизни. И закон о блогерах, который действует в нашей стране с августа 2014 года, обязывал интернет-площадки хранить в течение полугода так называемые логи или метаданные. Эта информация о действиях пользователя в Интернете, но ни в коем случае не информация о содержании переписки или возможность доступа к персональным данным пользователя. Постановление правительства, о котором идет речь, выпущено для развития подзаконной нормативной базы в рамках исполнения закона о блогерах, и оно описывает порядок контроля за организаторами распространения информации, то есть фактически за любым сайтом, который предоставляет пользователям возможность обмениваться информацией, либо публиковать от своего имени какую-то информацию в Интернете. И контрольно-надзорные полномочия Роскомнадзора, предусмотренные этим постановлением правительства, довольно сильно ограничены. Например, Роскомнадзор вправе выяснять, если у интернет-площадки техническая возможность хранить ту самую информацию о действиях пользователей или такой технической возможности нет. При этом сам Роскомнадзор не вправе инициировать какие-либо действия в отношении интернет-площадок. Это может происходить только по запросу правоохранительных органов, госорганов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
Соответственно, Роскомнадзор не анализирует эту информацию, не собирает её самостоятельно. Он её всего лишь получает у оператора, вернее, у интернет-площадки и передаёт правоохранительным органам. И такая информация, на самом деле, очень сильно помогает правоохранительным органам в рамках уголовных расследований. Если брать примеры из мировой практики, то это, в общем-то, достаточно обычная и распространённая практика для зарубежных правоохранителей. Все вы, наверное, в курсе обстоятельств трагедии с самолётом Germanwings, который якобы, по мнению следствия, второй пилот намеренно направил в сторону земли. И вот такого рода трагедии, когда обстоятельства этой трагедии таковы, что, все фигуранты, в том числе подозреваемый в её совершении мертвы, они оставляют следователям очень мало шансов выяснить все обстоятельства трагедии, выяснить объективную картинку, установить степень вины тех или иных людей. И, как вы знаете, немецкая и французская полиция очень тщательно изучали и анализировали те действия, которые второй пилот, которого подозревают в крушении этого самолёта, осуществлял в интернете. То есть они анализировали его интернет-активность и это абсолютно соответствовало требованиям зарубежного законодательства. Как французского, так и немецкого.
И вот те же самые нормы, они были интегрированы в 2014 году в российское законодательство. И. я ещё раз повторюсь, речь о содержании личной переписки в данном случае не идёт. Только о действиях пользователя в сети. Например, если вы зарегистрировали аккаунт в социальной сети, то такая информация, о том. что факт регистрации состоялся, в социальной сети фиксируется, она у неё есть, и правоохранители вправе её запрашивать. Но это не значит, что они будут запрашивать ваши персональные данные, те регистрационные данные, которые вы предоставили при регистрации.
"Вести ФМ": Ну подождите, можно ли сказать, что любые действия, которые человек совершает публично, будут фиксироваться?
Ампелонский: Они и так фиксируются интернет-площадкой. Не надо обольщаться в данном случае, что вы производите какую-то активность в интернете и об этом никому неизвестно. Все крупные интернет-ресурсы эту информацию собирают и они её анализируют. Facebook, например, делает это в рекламных целях. Вы никогда не узнаете даже, с какими целями Facebook использовал вашу личную информацию. В законе речь идёт о том, что эта информация может, по запросу правоохранительных органов, предоставляться им в рамках проведения уголовных расследований. Не только уголовных расследований, но так или иначе.
"Вести ФМ": Правильно, все публичные записи, записи, сделанные, например, для друзей, могут быть доступны теперь Роскомназору. Это означает?
Ампелонский: Не Роскомнадзору, а правоохранительным органам.
"Вести ФМ": А что же меняется для Роскомнадзора?
Ампелонский: Роскомнадзор получил в виде нормативного акта порядок контроля за исполнением этого закона. Мы осуществляем не оперативно-розыскную деятельность, эту деятельность осуществляют правоохранительные органы, мы осуществляем контрольно-надзорную деятельность. Т.е. мы можем, если будет необходимость плановой проверки какого-то ресурса, мы можем запросить у них информацию и выяснить: есть ли у них техническая возможность хранить логи в течение полугода или нет? И не более того.
"Вести ФМ": То есть вы не будете обращаться за информацией о каких-то отдельных записях отдельного лица?
Ампелонский: Ещё раз повторюсь, что если поступит в Роскомнадзор запрос правоохранительных органов..
"Вести ФМ": То будете?
Ампелонский: …мы этот вопрос переправим интернет-площадке, они эту информацию предоставят нам, мы её, также не анализируя, отправим в правоохранительные органы. Это сделано для того, чтобы существовало одно окно для взаимодействия правоохранителей с интернет-площадками.
"Вести ФМ": То есть в данном случае вы являетесь посредниками между правоохранительными органами и социальными сетями и другими интернет-площадками?
Ампелонский: Совершенно верно.