9 декабря 2014 года
TJ, 09.12.14: Виктор Степанов
Пользователи Twitter огранизовали флешмоб и довели количество подписчиков микроблога замглавы Роскомнадзора до трех тысяч человек. Инициатором акции выступил главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, решивший таким образом заставить чиновника, отвечающего за исполнение закона о блогерах, зарегистрировать личный аккаунт в собственном реестре.
Начало флешмобу положил твит Алексея Венедиктова, опубликованный в соцсети ночью 9 декабря. В сообщении главред радиостанции признавался, что «здорово бродить по незнакомому городу без обязательств».
Заместитель руководителя Роскомнадзора Максим Ксензов обратил внимание на слова Венедиктова, после чего между пользователями завязалась переписка.
Обсуждая обязанности и ответственность СМИ в целом, Венедиктов предложил довести число подписчиков сотрудника Роскомнадзора до трёх тысяч. В этом случае микроблог Ксензова попал бы под действие закона о блогерах, поставив его владельца перед необходимостью зарегистрировать аккаунт в собственном же реестре популярных интернет-авторов.
Такая регистрация накладывает на блогера обязательства не публиковать непроверенной информации, не клеветать, не призывать к экстремизму и не использовать нецензурную лексику, а также ряд других ограничений, схожих с ограничениями, действующими для средств массовой информации.
К обмену твитами вскоре присоединилась ведущая «Эха Москвы» Татьяна Фельгенгауэр и ещё несколько сотрудников радио. Фельгенгауэр также призвала своих подписчиков «фолловить» Ксензова, после чего получила от представителя Роскмонадзора просьбу «остыть».
В дискуссии поучаствовал и российский представитель Twitter Алексей Шелестенко, предложивший пожаловавшемуся на отсутствие верификации Ксензову получить синюю галочку для его микроблога.
Благодаря призывам журналистов, количество подписчиков замглавы надзорного ведомства стало увеличиваться. До начала флешмоба аккаунт чиновника читали около 2,2 тысячи пользователей. Спустя несколько часов, микроблог вплотную подошёл к отметке в три тысячи «фолловеров».
На момент написания этой заметки число подписчиков Максима Ксензова составляло уже около семи тысяч человек. Сам сотрудник Роскомнадзора в твиттере предсказал, что такими темпами через несколько дней, судя по всему, это количество может увеличиться ещё вдвое.
Резкий рост подписчиков Ксензова породил предложение, что флешмоб изначально был спланирован им вместе с Алексеем Венедиктовым.
Так называемый закон о блогерах действует в России с августа 2014 года. Согласно ему, любой владелец блога, аудитория которого превышает три тысячи уникальных пользователей, обязан зарегистрироваться в специальном реестре Роскомнадзора.
По замыслу авторов закона, такая процедура позволит избежать публикации в блогах непроверенной и ложной информации, так как её авторы будут нести ответственность за содержимое своих страниц, наравне с журналистами и редакторами обычных средств массовой информации. Предполагается, что закон также позволит расширить права блогеров, официально дав им возможность зарабатывать на своём контенте.
Тем не менее практика применения закона показывает, что даже имея значительно большее, чем три тысячи число читателей, блогеру необязательно вносить себя в реестр. Как пояснял ранее сам Максим Ксензов, документ действует избирательно — регистрироваться обязаны только те, кто получил соответствующее уведомление от Роскомнадзора или сам желает добавить себя в реестр.
В ноябре этого года в центре скандала, связанного с публикациями в личном твиттере, оказался ведущий «Эха Москвы» Александр Плющев. Некорректное сообщение, опубликованное им в личном микроблоге, стало причиной конфликта между редакцией радио и главным его акционером — холдингом «Газпром-медиа».
Инцидент едва не стал причиной увольнения с поста главного редактора Алексея Венедиктова и закончился соглашением с акционерами, по которому на «Эхе» до конца декабря должен быть выработан этический кодекс поведения журналистов в социальных сетях. За его составление отвечает помощница Венедиктова Олеся Рябцева. Ранее Рябцева была одним их тех, кто работал над проектом закона о блогерах.