21 июля 2009 года
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Сергей Константинович Ситников — об основных приоритетах и направлениях деятельности вверенного ему ведомства.— Сергей Константинович, как изменилась деятельность Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций после преобразования надзора над сферой телекоммуникаций и СМИ в 2008 году, реорганизации службы и расширения ее функций? Удалось ли службе войти в новый ритм работы?
— В 2008 году служба реорганизовывалась дважды. Согласно Указу президента от 12 мая 2008 года на базе Россвязьохранкультуры была создана Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор). А по Указу президента от 3 декабря 2008 года в перечне федеральных органов исполнительной власти появилась Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Несмотря на реорганизации нам удалось сохранить кадровый потенциал, обеспечить преемственность в организации работы.
Конечно, реорганизация — сложный период. Нам пришлось напряженно поработать, чтобы изменения прошли с минимальными издержками — как для участников рынков связи, информационных технологий и СМИ, так и для самой службы.
Определенные сложности были связаны с тем, что достаточно долгое время отсутствовали заместители руководителя службы по направлениям деятельности. В настоящее время два заместителя назначены. Они курируют разрешительную, контрольно-надзорную деятельность в сфере связи, надзор в сфере информационных технологий и деятельность по защите прав субъектов персональных данных.
— С декабря прошлого года функции Роскомнадзора существенно расширены в сфере информационных технологий. Проработаны ли к настоящему времени алгоритмы этих функций?
— Действительно, функции Роскомнадзора расширены. Новые полномочия касаются надзора в сфере информационных технологий. В настоящий момент идет работа по разработке документов, регламентирующих нашу деятельность в этой области. Пока рано говорить о том, каким образом будет построена практическая надзорная работа в сфере информационных технологий, однако наше повышенное внимание к ней гарантирую.
— Расскажите, пожалуйста, об основных итогах работы Роскомнадзора в 2008 году и первом квартале 2009-го?
— Чтобы были понятны объемы нашей деятельности, приведу лишь несколько цифр. В 2008 году службой, в том числе территориальными органами, было зарегистрировано более 7800 СМИ — печатных и электронных, в первом квартале 2009 года — еще 1890. За прошлый год выдано более 7 тыс. лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, почти 2,5 тыс. лицензий на осуществление телевизионного и радиовещания, более 40 лицензий на осуществление деятельности по воспроизведению или изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.
Показатели первого квартала: выдано более 1 тыс. лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, 255 лицензий на осуществление телевизионного и радиовещания.
Кроме того, в 2008 году зарегистрировано почти 490 тыс. радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (РЭС и ВЧУ), что, к слову, на 30% больше, чем в 2007 году. Также зафиксировано увеличение количества выданных разрешений на эксплуатацию сооружений связи — более 55 тыс., что в 2,5 раза больше, чем в 2007 году. По этим и ряду других показателей можно судить о том, что рынки связи и массовых коммуникаций вполне достойно чувствуют себя в непростых экономических условиях.
Что касается контрольно-надзорной деятельности, то в прошлом году служба провела около 22 тыс. проверок, в том числе более 16 тыс. (76%) плановых. В первом квартале этого года соответственно 4904 и 3700 (75%). При этом почти половина проверок проводилась дистанционно, то есть без непосредственного взаимодействия с участниками рынков связи и СМИ. Этот метод позволяет значительно снизить административную нагрузку на бизнес, что немаловажно в условиях нынешних экономических реалий.
Главное, что при осуществлении разрешительной и регистрационной деятельности служба ставит во главу угла интересы граждан: связь должна быть доступной и качественной, Интернет соответствовать заявленным параметрам, СМИ не должны злоупотреблять свободой массовой информации, а персональные данные граждан должны быть надежно защищены от несанкционированного распространения.
При этом Роскомнадзор способствует обеспечению добросовестной конкуренции на рынке связи и СМИ, соблюдению баланса экономических интересов государства и бизнеса, повышению инвестиционной привлекательности отраслей.
— Какая работа проведена Роскомнадзором в качестве уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных?
— 2008 год можно охарактеризовать как год становления нового направления контрольно-надзорной деятельности — контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации. В мае нами направлен президенту, в правительство и в Федеральное собрание первый отчет уполномоченного органа о деятельности в 2008 году.
В прошлом году территориальными органами впервые проводились проверки соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства, с марта 2008 года создан и ведется реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных. На сегодняшний день в него внесены более 50 тыс. таких операторов.
Особое внимание в работе по защите персональных данных уделяется рассмотрению обращений граждан. В 2008 году Роскомнадзором рассмотрено 146 обращений, по 40 из них проведены внеплановые проверки.
При этом наметилась тенденция к росту количества обращений, связанных с незаконным распространением на интернет-сайтах персональных данных граждан. Материалы ряда проверок Роскомнадзора были направлены в правоохранительные органы. В результате приостановлена деятельность двух интернет-ресурсов, незаконно предоставляющих услуги доступа к персональным данным граждан России. Характер размещаемой в Интернете информации о персональных данных граждан позволяет полагать, что утечки происходят, в том числе, из госорганов. Это вызывает у нас особую тревогу.
К сожалению, сегодня нет уверенности в том, что сведения, которые граждане доверяют государству или оператору, осуществляющему обработку персональных данных, не будут использованы против интересов самих граждан. В частности потому, что законодательством не определены критерии, определяющие достаточность перечня персональных данных, запрашиваемых операторами у граждан. По сути, действующая законодательная база обеспечивает защиту собственно информации, а не защиту прав граждан при обработке их персональных данных.
Большое беспокойство вызывают требования смежных организаций к методологии защиты персональных данных. Это не только требует от операторов высокой квалификации персонала, который должен принимать решения по определению категории защиты информации, но и влечет за собой большие финансовые затраты на технические средства защиты. Такая методология организационно сложна и финансово обременительна для многих операторов. В первую очередь это относится к операторам муниципального уровня — детским садам, школам, больницам.
— Какие первоочередные задачи стоят сегодня перед Роскомнадзором?
— Прежде всего отмечу, что существенно скорректировать подходы к контрольно-надзорной деятельности от нас потребовал закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Он вступил в силу с 1 мая 2009 года. В нем, как вы знаете, заложено два принципиальных момента. Первый: плановые проверки можно будет проводить в отношении одного юридического лица не чаще одного раза в три года, в прежнем законе — не чаще одного раза в два года. Второй: внеплановые проверки предприятий малого и среднего бизнеса проводятся только с согласия органов прокуратуры. В законе содержатся и иные положения, направленные на снижение давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов, что заставляет нас более ответственно подходить к контрольно-надзорным мероприятиям, повышать профессиональную подготовку сотрудников.
Что же касается первоочередных задач службы, то одна из них — дальнейшее снижение административной нагрузки на рынок связи и массовых коммуникаций, в том числе за счет совершенствования разрешительных и регистрационных процедур, расширения дистанционного контроля. Среди других первоочередных задач — высвобождение незадействованных частот с целью наиболее эффективного использования ограниченного радиочастотного ресурса; создание единой интегрированной информационной системы (в том числе с базой данных частотных присвоений и выделений, действующих гражданских РЭС, прогнозов по развитию их группировки и т.д.); обеспечение радиочастотным ресурсом радиоэлектронных средств в период подготовки, организации и проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году. На первый план сегодня вышли и такие задачи, как противодействие коррупционным проявлениям на основе утвержденного в службе плана антикоррупционных действий; подготовка условий для поэтапного перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде; разработка предложений по технологии и методам работы по защите прав граждан при обработке их персональных данных; обеспечение разработки частотно-территориального плана развертывания сети цифрового телевизионного вещания в Российской Федерации.
— Что уже сделано Роскомнадзором для внедрения цифрового телерадиовещания?
— Россия должна перейти на цифровое телерадиовещание к 2015 году. На первом этапе цифровой формат телерадиовещания будет внедряться в восточных районах, затем на остальной территории страны.
Указом президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года утвержден перечень общероссийских обязательных общедоступных теле- и радиоканалов, которые составят первый пакет (мультиплекс) каналов цифрового ТВ. В этот перечень вошли восемь теле- и три радиоканала: Первый канал, "Российское телевидение", "Российский информационный канал" (РИК), "Культура", "Спорт", Детско-юношеский канал, НТВ, "Петербург — 5 канал", "Радио России", "Маяк", "Вести ФМ". При этом, согласно указу, Детско-юношеский канал должен быть создан до 1 января 2011 года на базе телеканалов
"ТелеНяня" и "Бибигон".
По поручению Государственной комиссии по радиочастотам Роскомнадзор организовал работу по формированию частотно-территориального плана присвоения частот для внедрения первого мультиплекса. Эта работа проведена во всех федеральных округах.
В ходе формирования частотно-территориального плана для первого мультиплекса изучался вопрос и о втором мультиплексе. Мы пришли к выводу о возможности формирования плана присвоения частот для второго мультиплекса до конца 2009 года.
— Вы упомянули план антикоррупционных действий. Какие меры он предусматривает?
— Сразу скажу, что в Роскомнадзоре, как и в других федеральных органах исполнительной власти, к реализации мер по противодействию коррупционным проявлениям относятся с самым пристальным вниманием.
Весной мы провели семинар для наших сотрудников. Присутствовало почти 250 человек. Там я заверил коллег, что в случае их добросовестной и плодотворной работы в интересах государства служба готова оказывать им любую возможную помощь. Но если кого-то поймают за руку, хороших характеристик для следствия и суда ждать не следует.
С целью реализации закона "О противодействии коррупции" в службе разработан и утвержден план антикоррупционных действий, создана комиссия для анализа коррупциогенности отдельных функций Роскомнадзора.
Перечислю четыре меры, которые, на наш взгляд, будут способствовать сужению возможностей для коррупции. Это максимальная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями через механизмы "одного окна" и системы электронного обмена информацией в разрешительно-регистрационной деятельности; определение перечня должностей, отнесенных к категории коррупциогенных; разработка и внедрение в практику кадровой работы механизма ротации государственных служащих, замещающих должности, отнесенные к категории коррупциогенных; максимальная прозрачность разрешительных, контрольно-надзорных процедур для бизнеса и граждан.
— Каковы основные направления взаимодействия Роскомнадзора со средствами массовой информации? Какие из этих "точек соприкосновения" наиболее проблематичны?
— Роскомнадзор взаимодействует со СМИ по двум направлениям. Первое — регистрация средства массовой информации, выдача лицензии на теле- или радиовещание. Второе — контрольно-надзорные мероприятия.
На первый план в сфере разрешительной работы вышла проблема вещания зарубежных телеканалов на территории Российской Федерации. Сложилась практика, когда по российским сетям кабельного ТВ транслируется множество иностранных телеканалов, которые не зарегистрированы как СМИ и не имеют лицензий на вещание.
Для обеспечения работы иностранных телеканалов в рамках российского правового поля необходимо создать на территории России юридические лица, которые должны будут получить соответствующие лицензии, и зарегистрировать иностранные телеканалы в качестве СМИ.
Осенью 2009 года Роскомнадзор планирует начать соответствующие консультации с представителями зарубежных телеканалов и российских кабельных сетей.
В контрольно-надзорной работе в сфере СМИ приоритетная задача — организация более системной работы по противодействию использованию СМИ для экстремистской деятельности, возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды, пропаганды наркотиков, культа насилия и жестокости, порнографии.
Здесь одна из основных проблем — проведение экспертиз. Дело в том, что при проверках средств массовой информации на соблюдение статьи 4 закона о СМИ "Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации" большую роль играют субъективные оценки того или иного материала. Конечно, мы привлекаем экспертов, принимаем решения на основе их заключений, но другая сторона готовит свои экспертизы. Был случай, когда суду, решавшему, выносить ли СМИ предупреждение, было представлено четыре разные экспертизы одной и той же телепрограммы.
Государство на сегодняшний день не определилось с органом по проведению экспертиз материалов СМИ. Но создать такой орган планируется. Этим вопросом занимается Минюст.
Еще одна проблема — отсутствие четких определений и понятий, которыми мы оперируем. Например, нет законодательно установленного определения порнографии или культа насилия и жестокости. А согласно закону о СМИ, с пропагандой этих явлений мы обязаны бороться. И в этих случаях мы также должны основываться на субъективном мнении экспертов.
Модернизация законодательства о СМИ — одна из наиболее насущных для нас проблем. Многие нормы закона, принятого еще в 1991 году, не отвечают реалиям сегодняшнего дня. Работа над поправками идет, свои предложения мы представили. Подчеркну, что эти поправки никоим образом не преследуют цель ущемить свободу слова, права журналистов и редакций, право граждан Российской Федерации на получение информации.
Также в числе основных задач — усиление деятельности по защите прав и законных интересов журналистов. В прошлом году Роскомнадзор рассмотрел 48 случаев, связанных с попытками воспрепятствования профессиональной деятельности СМИ и нарушением прав журналистов. Тут и воспрепятствование законной деятельности журналистов, отказ в предоставлении информации со стороны органов власти, нападения на сотрудников СМИ, жалобы редакций на действия чиновников разного уровня, использующих против СМИ так называемый административный ресурс и т.д.
В действительности подобных случаев гораздо больше. Мы призываем журналистское сообщество обращаться к нам по каждому случаю угроз, поступающих в адрес редакций или отдельных журналистов. И уже сама служба будет защищать их интересы при рассмотрении дел в правоохранительных органах. Мы хотим, чтобы журналистское сообщество видело в нас не столько надзирающий орган, сколько партнеров по реализации конституционного права на свободу слова. Большие надежды на активизацию работы по защите прав и законных интересов журналистов возлагаем на подписанное в прошлом году соглашение о взаимодействии между Роскомнадзором и Союзом журналистов России.
Вот самый последний пример нашей работы, связанной с защитой прав журналистов. Недавно прокуратура Московской области по обращению Роскомнадзора рассмотрела жалобу главного редактора газеты "Согласие и правда" (г. Клин) на действия сотрудников милиции, которые, изъяв компьютерную технику и рабочие материалы, парализовали деятельность редакции. В письме, поступившем в Роскомнадзор из прокуратуры Московской области, говорится, что "по фактам допущенных нарушений сотрудниками УВД Клинского района, выразившихся в проведении необоснованной проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской деятельности, прокуратурой области внесено представление начальнику ГУВД по Московской области, в котором поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности".
— В медийном сообществе вас хорошо знают как человека, долгое время проработавшего на телевидении. Сегодня, занимаясь уже государственной деятельностью, вы не скучаете по прежней, творческой, работе? И помогает ли вам опыт, полученный на телевидении, на государственной службе?
— Я действительно иногда скучаю по творческой работе. Особенно остро это ощущалось первые полгода моего пребывания на государственной службе. Регулярно просматривая программы, которые демонстрируются на российском телевидении, а такая профессиональная привычка осталась у меня до сих пор, я нередко ловил себя на мысли, что смотрю их не как обычный телезритель, а как главный редактор телекомпании. Я невольно начинал анализировать, как построена сетка вещания на том или ином канале, прикидывал, какой формат я бы выбрал для той или иной телепередачи, как построил бы новостную верстку... Сейчас, отчасти из-за большой загрузки на службе, это стало отходить на второй план, но живой профессиональный интерес к телевидению у меня, конечно, сохранился.
Помогает ли мне опыт, полученный на телевидении, на государственной работе? Конечно. Хорошую службу сослужило и то, что я работал на региональном телевидении. Деятельность региональных телевизионщиков имеет свою специфику: им приходится решать множество задач, с которыми редко сталкиваются столичные коллеги, среди этих задач немало технологических, имеющих отношение, в частности, к сетям связи. Например, мне, как руководителю Костромской государственной телерадиокомпании, пришлось решать проблему распространения регионального вещания по территории всей Костромской области. Надо сказать, что к тому моменту, как я занял эту должность, наши программы принимали только два города — Кострома и Галич, весь северо-восток области оставался без регионального вещания. Понятно, что без применения современных технологий связи решить проблему было просто невозможно. Один из вопросов, которым я занимался будучи председателем калининградской ГТРК, был связан с проведением оптоволоконных линий — без них восток Калининградской области не мог принимать программы ВГТРК.
Большой практический опыт решения технологических вопросов на региональном телевидении заложил хорошую основу для моей сегодняшней работы в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.