РБК-daily: Как будет с 1 августа работать закон о блогерах

Версия для печати

31 июля 2014 года

РБК-daily, 31.07.14:

Дарья Луганская

 

Завтра вступает в силу так называемый закон о блогерах. Многие из тех, на кого он распространится, не понимают его формулировок. Разъяснения Роскомнадзора сводятся к тому, что «практика правоприменения покажет».

Кого затрагивает закон?

Законом о блогерах назвали поправки в закон «Об информации» и другие законодательные акты «в целях упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». Этот закон в апреле был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации, а в мае его подписал президент Владимир Путин. В документе впервые было дано определение блогера: это «владелец сайта и (или) страницы сайта, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3 тыс. пользователей сети Интернет». Таким образом, под действие закона теоретически подпадает любая площадка с ежедневной аудиторией свыше 3 тыс. человек.

Показательный пример: на сайте «Яблоггер.рф», созданном Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и Rambler & Co., один из посетителей задал вопрос, подпадет ли под определение «блогер» интернет-магазин. Закон не касается информации, которая содержится на сайте, главное, чтобы она была общедоступной, ответили эксперты РАЭК. Следовательно, при 3 тыс. ежедневных посетителях интернет-магазин также считается блогером.

Впрочем, Роскомнадзор ранее заявлял, что будет трактовать понятие «блогер» уже. «Если вы создаете сайт, где будут публиковаться изречения от конкретного физического лица, то этот ресурс можно назвать блогером», — говорит пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.

Причем блогер необязательно должен находиться в России. Норма распространяется, по словам Ампелонского, на всех, «кто пишет на русском языке и для российской аудитории». Каким образом Роскомнадзор обеспечит исполнение российского закона за рубежом, в ведомстве пока не уточняют. «На все вопросы ответит правоприменительная практика», — говорит Ампелонский.

Интернет-магазин, как объясняют в Роскомнадзоре, может попасть под другое определение, которое также вводит закон о блогерах, — «организатор распространения информации». Это уже «лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет». Организатором распространения информации является любая площадка, где пользователи могут общаться, а их посты находятся в открытом доступе. Это и социальные сети, и форумы, и даже мессенджеры, считают в Роскомнадзоре. Термин распространяется и на так называемые stand-alone блоги (то есть персональные сайты, которые располагаются на отдельном ресурсе, а не на социальных платформах наподобие LiveJournal), на которых пользователи оставляют комментарии. Речь, к примеру, идет о таких сайтах, как navalny.com Алексея Навального или kermlinrussia.com Арсения Бобровского и Екатерины Романовской.

Какое количество физических лиц затронет закон, непонятно. Открытой статистики о том, сколько всего в Рунете блогеров, в том числе в Twitter и Facebook, с ежедневной аудиторией от 3 тыс., нет. LiveJournal закрыл данные о подписчиках блогеров в апреле 2014 года, сразу после того как Госдума приняла этот закон. В профайлах всех блогеров и сообществ, на которые подписаны более 2,5 тыс. пользователей, теперь размещен указатель «2500+», но конкретное число посещений не раскрывается. В LiveJournal сохранился только топ самых посещаемых блогов — в сутки и «за все время», но и в нем количество заходов на блоги не раскрывается. Свой рейтинг посещаемости блогов закрыл и «Яндекс» — тоже в апреле 2014 года.

В базе данных счетчика LiveInternet, по словам его основателя Германа Клименко, есть около 500 блогеров, которые регулярно привлекают более 3 тыс. уникальных пользователей. Холдинг Rambler & Co., которому принадлежит лицензия на кириллические сервисы LiveJournal, отдельную статистику по «трехтысячникам» не ведет. В марте этого года «Лента.ру» писала со ссылкой на LiveJournal, что его аудитория превысила 43 млн уникальных пользователей, а блогеров с подпиской более 1 тыс. читателей среди них только 6918. В Facebook и Twitter не ответили на запрос РБК. По оценке Клименко, в Facebook около 1,5 тыс. блогеров с аудиторией более 3 тыс. Дать оценки по Twitter он затруднился.

Что будет делать Роскомнадзор с 1 августа?

Ведомство уже создало специальный департамент при подведомственном ему ФГУП «Главный радиочастотный центр». Это предприятие регулирует использование радиочастот, но отныне будет следить и за Интернетом. По словам Ампелонского, в штате нового департамента 14 человек, которые будут мониторить блоги, следить за статистикой, рассылать уведомления о включении в реестр, «взаимодействовать с оперативно-разыскными органами». А чтобы разрешать спорные вопросы, при Роскомнадзоре создадут специальную экспертную комиссию, в которую войдут специалисты из интернет-компаний и РАЭК. Кандидатуры на одобрение Роскомнадзора были выдвинуты еще в конце прошлой недели, однако состав комиссии пока не утвержден.

Владельцы сайтов, считающие себя популярными блогерами, могут сами обратиться в Роскомнадзор, чтобы их внесли в соответствующий реестр. Для такой регистрации нужно по электронной почте прислать копии документов, подтверждающие личность, поясняет Ампелонский. Проверять, действительно ли сайт или его страница принадлежит этому человеку, будут «совместными усилиями Роскомнадзора, площадки и самого блогера». Клименко напоминает, что в ходе обсуждения закона появилась идея привязать регистрацию в реестре к «Госуслугам», но от нее отказались. По его мнению, проверять личность блогера будет сложно.

Цель закона именно в том, чтобы «сопоставить конкретный блог с конкретным физическим лицом, то есть деанонимизация популярных интернет-страниц», поясняют в Роскомнадзоре.

Параллельно ведомство будет само заносить в реестр блогеров с аудиторией более 3 тыс. пользователей. Регулятор будет использовать данные открытых счетчиков — LiveInternet, Рейтинг@Mail.ru и других. Клименко объясняет, что по запросу Роскомнадзора сможет дать логин и пароль от статистики конкретного сайта, если его посещаемость на LiveInternet закрыта. Информация о большинстве сайтов на LiveInternet доступна всем без какой-либо регистрации. Но не все счетчики согласны предоставлять данные Роскомнадзору. «Яндекс» не готов делится с ведомством данными своей «Яндекс.Метрика», ранее заявлял представитель поисковика. Openstat, по словам его основателя Леонида Филатова, будет предоставлять свои результаты в случае возникновения споров по трафику. По закону Роскомнадзор может запрашивать информацию о посещаемости у самих блогеров и площадок. Не исключено, что ведомство создаст свой счетчик. Для «осуществления эффективной деятельности» уже существующих сервисов может оказаться недостаточно, признает Ампелонский, оговариваясь, что прогнозировать, когда у Роскомнадзора появится свой счетчик, пока рано.

Владелец сайта, которого сочтут блогером, получит уведомление, и такому блогеру нужно будет подтвердить свою личность. «Если вы в своем блоге публикуете фотографии котиков, выражаетесь исключительно культурно и не разглашаете государственную тайну, эта обязанность может не наступить вообще никогда — даже если у вас миллион уникальных посещений в сутки», — ранее объяснял в интервью «Лента.ру» замруководителя Роскомнадзора Максим Ксензов.

Блогеры, поясняет Ампелонский, смогут сами посмотреть, попали ли они в реестр на сайте 97-fz.rkn.gov.ru. На нем будут публиковать фамилию и инициалы блогера, дату внесения в реестр и регистрационный номер — остальная информация будет закрыта.

Что изменит закон в жизни блогеров?

Многие популярные блогеры, например Рустем Адагамов, Антон Носик, Илья Варламов, не собираются регистрироваться самостоятельно и угрозы для себя в появлении новой нормы не видят. «Я ничего не понимаю в этом законе и не понимаю, зачем он нужен. Он нарушает положения Конституции о свободе высказываний, и более того, в нем нет никакой необходимости: для привлечения к суду за клевету или искажение фактов у нас уже предостаточно законов. Мне кажется, это вежливая попытка намекнуть людям, что молчание — золото», — считает Дмитрий Чернышов, известный как mi3ch в LiveJournal (четвертое место в общем рейтинге пользователей).

Директор по стратегическим проектам Института исследований Интернета Ирина Левова полагает, что применение закона будет выборочным — применимо к конкретным блогерам. «Закон придуман для точечных атак на авторов типа Навального, и вряд ли государству есть дело до всех блогеров», — соглашается журналист Олег Кашин (kashin в LiveJournal).

Закон, по сути, приравнивает блогеров к СМИ. Они не могут распространять недостоверную информацию, призывать к экстремизму, материться и т.д.

Что изменит закон в бизнесе интернет-компаний?

У организаторов распространения информации обязанностей больше и ответственность серьезнее. Они должны по запросу Роскомнадзора раскрывать информацию о посещаемости блогеров, их контакты, хранить на территории России данные о действиях своих пользователях в течение шести месяцев и делиться этой информацией со спецслужбами. Такие площадки также должны уведомить Роскомнадзор о начале своей деятельности. Неисполнение этого требования влечет штраф в размере 1—3 тыс. руб. для физических лиц, 10—30 тыс. руб. для должностных лиц и 10—300 тыс. руб. для юрлиц. Если площадки будут игнорировать обращения к ним, их могут оштрафовать (до 500 тыс. руб.) или заблокировать, но только по решению суда, уточняет Роскомнадзор. Ведомство контактирует с крупными площадками и надеется, что компании будут следовать новому закону.

В Mail.Ru Group (сети «Одноклассники» и «Мой мир»), «ВКонтакте», Rambler & Co. отказались от комментариев. Ранее Mail.Ru Group в опубликованном проспекте в связи с конвертацией акций в депозитарные расписки одним из рисков для своего бизнеса называла закон о блогерах. Чтобы соответствовать его требованиям, группе, возможно, придется понести существенные расходы и расширить свою инфраструктуру, указывала Mail.Ru Group, не приводя конкретных цифр. По предварительной оценке IT-компании Acronis, стоимость хранения данных для соцсетей наподобие «ВКонтакте» или «Одноклассников» может достигать нескольких миллионов долларов.

 

Время публикации: 31.08.2014 11:40
Последнее изменение: 01.08.2014 11:43