15 июля 2014 года
РБК, 15.07.14
Под действие очередных поправок в закон «О рекламе», запрещающих со следующего года рекламу на так называемых платных телеканалах, могут попасть примерно 1,4 тыс. вещателей, из которых около 300 являются федеральными. Такую оценку РБК озвучили в Роскомнадзоре.
В конце июня депутат Илья Зотов внес Госдуму несколько законопроектов, меняющих рекламное законодательство. Один из них – «О внесении изменений в ст.14 Федерального закона «О рекламе» - с января 2015г. запрещает рекламу на каналах, «доступ к которым осуществляется на платной основе и (или) с использованием декодирующих технических устройств».
Уже 1 июля законопроект был принят в первом чтении, а 4 июля - во втором и третьем. Официального заключения правительства на поправки в Госдуму не поступило, но в Минкомсвязи накануне второго и третьего чтений заявляли РБК, что законопроект «при юридической доработке будет способствовать развитию как кабельной индустрии, так и телевещания». 9 июля Совет Федерации одобрил законопроект, и теперь его должен подписать президент Владимир Путин.
В законопроекте оговаривается, что запрет не распространяется на общероссийские обязательные общедоступные каналы. Они определены указом президента от 24 июня 2009г., сейчас это четыре канала ВГТРК, «Первый», НТВ, «Пятый», «ТВ Центр», «Карусель» и «Общественное телевидение России». Все кабельные спутниковые операторы обязаны безвозмездно транслировать этих вещателей в своих сетях.
Кроме того, в законопроекте говорится, что поправки не касаются каналов, которые распространяются на территории России «с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания».
За соблюдением рекламного законодательства отвечает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В службе пока не ответили на официальный запрос РБК о том, какие именно каналы подпадут под действие поправок Зотова. При этом в ведомстве пояснили, что после того, как президент подпишет законопроект и он будет опубликован, ФАС сама обратится за соответствующими разъяснениями в Минкомсвязь.
Лицензии на телерадиовещание средствам массовой информации выдает подведомственный Минкомсвязи Роскомнадзор. В отрытом реестре, который ведет это ведомства, сейчас есть сведения почти о 14,8 тыс. лицензиатах. Но это информация и о зарегистрированных в России телеканалах, и о радиостанциях. Для телеканалов сейчас действуют два типа лицензий - на наземное эфирное телевещание, которое упоминается в законопроекте Зотова, и так называемые универсальные (позволяют вещать сразу во всех средах - через кабель, спутник и т.д.). Новые эфирные лицензии в последние годы в связи с запланированным переходом с аналогового на цифровое вещание больше не выдаются, только продляются уже действующие.
Как сообщили РБК в Роскомнадзоре, по состоянию на 7 июля 2014г. насчитывалось 3462 действующие лицензии на телевещание. Из них 1421 лицензия выдана тем СМИ, «продукция которых распространяется на возмездной основе» (1417 - на кабельное вещание и 4 - на спутниковое). А у 1405 СМИ есть лицензии на наземное эфирное вещание.
Анализ этих лицензий показал, что можно выделить около 2 тыс. «условно платных» каналов, уточняют в Роскомнадзоре. К ним относятся 1320 кабельных телеканалов, 227 спутниковых, 430 распространяются на основе универсальной лицензии.
«Условно бесплатными» могут считаться около 1,3 тыс. каналов. Из них 1260 являются эфирными каналами, а 42 имеют универсальную лицензию, в приложении к которой оговаривается право осуществлять в том числе наземное эфирное вещание.
Далее Роскомнадзор сопоставил 2 тыс. «условно платных» каналов и 1,3 тыс. «условно бесплатных», чтобы исключить совпадения. Дело в том, что один и тот же канал в разных регионах может иметь разные лицензии. В результате, утверждают в Роскомнадзоре, получился список из около 1,4 тыс. каналов, которые можно назвать «уникальными платными каналами», не распространяющимися в эфире. Именно эти каналы подпадают по действие поправок Зотова. Около 300 из этих вещателей являются федеральными, то есть имеют возможность транслировать свои программы на всю страну, уточняют в Роскомнадзоре. Названия конкретных СМИ ведомство не раскрывает.
Из разъяснений Роскомнадзора можно сделать вывод, что под действие поправок Зотова подпадает, к примеру, запущенный в апреле телеканал «СТС Love». Лицензиатом для этого СМИ является ЗАО «Сеть телевизионных станций», которое в январе получило на десять лет универсальную лицензию № 24915 для вещания на всю территорию России. В реестре Роскомнадзора не указана ни одна радиочастота, на которой может вещать «СТС Love». В холдинге «СТС Медиа» (управляет также СТС, «Домашним» и «Перцем») ранее признавали, что у нового канала нет лицензии на эфирное вещание, но настаивали на том, что он не является платным. В пресс-службе «СТС Медиа» утверждали, что законопроект Зотова не отразится на взаимоотношениях с рекламодателями и бизнесе компании.
В 2013г. затраты на рекламу на тематических каналах, распространяющихся через кабель и спутник, составили, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, 4 млрд руб. без НДС. Эфирные вещатели заработали на рекламе в прошлом году 152,2 млрд руб.