Комсомольская правда: 5 мифов о том, почему в России плохая мобильная связь

Версия для печати

24 июня 2014 года

Комсомольская правда, 24.06.14:

Анна Добрюха

Эксперты Роскомнадзора и ведущие операторы ответили на самые больные вопросы и рассказали [что ждет владельцев смартфонов]

Из-за чего срываются звонки, не доходят смски, тормозит мобильный Интернет, и когда наконец наладится качество сотовой связи в России? Чтобы найти ответы на эти наболевшие вопросы, «КП» собрала ведущих экспертов за «круглым столом».

Как выяснилось, нередко мы, владельцы смартфонов, айпадов и прочей электронной техники, заблуждаемся об истинных причинах, по которым барахлит мобильная связь и «слетает» Интернет. Специалисты развенчали самые распространенные мифы и рассказали, что нас ждет в ближайшем будущем

Миф 1: у основных операторов качество связи и количество брака в среднем одинаковое

На перебои с мобильной связью жалуются все - независимо от того, какая сим-карта стоит в телефоне. Не смотря на то, что общий уровень качества связи в нашей стране далеко не худший в мире, проблемы остаются и усугубляются по мере развития технологий, признают эксперты.

- Сегодня у нас в законодательстве вообще нет перечня параметров и четких методик, по которым можно было бы определить качество услуги связи конкретного оператора, - удивляет заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Иванов. Поэтому составить объективный рейтинг лучших и худших компаний попросту невозможно. Однако в ближайшее время ситуация изменится. Роскомнадзор разработал стандарты, по которым можно будет наглядно протестировать работу разных операторов связи. Результаты мониторинга выложат в открытом доступе.

На сайте ведомства (rkn.gov.ru) появится специальный раздел или ссылка, по которой любой человек сможет зайти и посмотреть, какой оператор в его городе или районе работает лучше всех. При этом будут оцениваться не только технические характеристики сети (время установления соединения, процент неудачных вызовов), но и показатели, которые влияют на комфортность связи для абонента. Скажем, разборчивость голоса - ведь нередко из-за сбивчивой речи в трубке нам приходится переспрашивать по несколько раз, тратя лишнее время и деньги за дополнительные минуты разговора.

Миф 2: смартфоны новых поколений ловят сигнал лучше

- Абоненты жалуются: некоторые современные смартфоны плохо ловят в квартире, чтобы поговорить, приходится выглядывать в окно, - признает технический директор Московского региона ОАО «Вымпелком» Сергей Дружченко. - У меня самого смартфоны разных марок, и личный опыт показал: при тестировании одного из участков зоны переход из сети 2G в 3G (это сеть более позднего поколения. - Ред.) и обратно у некоторых моделей занимает  больше времени. Из-за этого вероятность обрыва связи гораздо выше.

- Но с другой стороны, смартфоны последних поколений имеют программное обеспечение, благодаря которому можно поднимать связь на принципиально новый уровень качества, - добавляет директор департамента качества и клиентского опыта МТС Мария Елаева. Например, появилась технология HD Voice: это лучшее звучание голоса и шумоподавление, которое очищает речь абонента от помех. Улучшается разборчивость, легче общаться с детьми и пожилыми людьми, понимать интонации собеседников, говорящих на иностранном языке. У наших абонентов HD Voice включается автоматически, когда смартфон находится в зоне действия сети 3G. Дополнительная плата не взимается.

Миф 3: чем ближе вышка сотовой связи, тем опаснее излучение

- Одна из причин сбоев в работе сотовой связи - недостаточное количество базовых станций, - поясняет заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Александр Горбатько. В столице и других крупных городах это особенно острая проблема. С одной стороны, здесь много административных зданий, крупных торговых и бизнес-центров, где большая концентрация людей и повышенная плотность телефонных трубок. Базовые станции «забиваются» мощным потоком звонков, и необходима установка новых вышек сотовой связи. С другой стороны, аренда площадей стоит дорого, и к тому же собственники зданий могут быть против размещения оборудования, необходимого для работы операторов.

- Если вы думаете, что чем больше базовых станций и чем ближе они расположены к рабочим местам или жилым зонам, тем сильнее вред для нашего здоровья,- то это глубокое заблуждение, - опровергает замглавы Роскомнадзора Олег Иванов. Оборудование, которое используется для предоставления услуг связи, проходит сертификацию, тщательно проверяется его безопасность для здоровья человека. Также установлены нормы безопасного излучения - если они не соблюдаются, оператор не получит разрешение на эксплуатацию станции. Нарушения таких норм единичны, уверяют в Роскомнадзоре.

ВАЖНО

Эксперты поясняют: наши сотовые телефоны работают на максимальной мощности и сильнее всего облучают голову именно тогда, когда базовая станция расположена далеко - аппарату нужно поднапрячься, чтобы достать своим сигналом до базовой станции. Чем больше вышек сотовой связи и чем они чаще, тем меньше зона покрытия и слабее будет излучение. Поэтому Роскомнадзор советует жильцам многоквартирных домов не противиться установке базовых станций. «Безопасность для здоровья при этом гарантируется благодаря сертификации оборудования и санитарно-гигиеническим нормам, а качество связи в вашей квартире улучшится в разы», - подчеркивает Олег Иванов.

Миф 4: сети последних поколений в России - редкость

Сейчас в нашей стране больше всего распространена сеть второго поколения 2G (от английского second generation — второе поколение). В то же время очень интенсивно развиваются и сети новейших поколений, говорят эксперты. На сегодня ситуация выглядит так:

 Миф 5: спросить с операторов за перебои со связью нереально

- По закону качество услуги должно соответствовать целям, которые ставит потребитель при заключении договора (то есть - приобретая симкарту. - Ред.), - поясняет начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. Скажем, если вы сообщаете, что собираетесь пользоваться телефоном в определенном районе и конкретном месте (здании), и нормальной связи там не будет, это признается недостатком услуги. По закону можно требовать как устранения дефектов, так и снижения стоимости услуги, выплаты компенсации. Правда, до сих пор действуют устаревшие нормы, по которым оператор может рассматривать претензию аж 60 дней.

Однако представители самих компаний уверяют, что проблемы решаются гораздо быстрее. Жалобу на брак связи можно передать по телефону в контактный центр или оставить на сайте оператора. Сотрудники, отвечающие за клиентский сервис, первым делом проверяют, нет ли внештатной ситуации, аварии либо плановых работ по модернизации сети. Если таких причин не обнаружено, заявка передается в технический департамент для детальной проверки условий связи у конкретного абонента. Специалисты могут в том числе выехать на место, чтобы протестировать качество и силу сигнала, а также убедиться, не барахлит ли сам смартфон.

Нередко операторы предусматривают компенсации для абонентов, пострадавших из-за перебоев со связью. Это могут быть бесплатные СМС-сообщения, дополнительный Интернет-трафик или сумма наличными, которая перечисляется на счет владельца телефона. «Мы заинтересованы быстро и эффективно решать проблемы, улучшать качество обслуживания. В том числе потому, что сейчас недовольный абонент может запросто «проголосовать ногами», то есть легко перейти к другому оператору», - говорит руководитель по связям с законодательной и исполнительной властью ОАО «Мегафон» Дмитрий Петров.

ВОПРОС РЕБРОМ

Когда у нас будет связь без брака

В прошлом году в Москве был опробован пилотный проект по улучшению качества сотовой связи. «Мы постарались решить две основные проблемы, на которые ссылаются операторы сотовой связи: это существующие в Москве ограничения в использовании частот и сложности с установкой базовых станций

», - поясняет замруководителя Департамента информационных технологий столицы Александр Горбатько. За время пилота поставили около 150 дополнительных вышек сотовой связи, а также модернизировали инфраструктуру, обеспечивающую работу оборудования. По итогам эксперимента из Северного округа, который был полигоном испытаний, не поступило ни одной жалобы на качество связи, гордятся чиновники. Ожидается, что в ближайшие годы успешный опыт распространят и на другие округа Москвы.

«Прежде всего нам важно ввести на уровне государства четкие стандарты, требования, которые обязаны соблюдать операторы сотовой связи, а также методики контроля, - подчеркивает замглавы Роскомнадзора Олег Иванов. - Одновременно с этим и техническая сторона будет подтягиваться». В то же время и чиновники, и операторы признают: сегодня-завтра проблемы с качеством сотовой связи по всей стране не решатся.

ПОБЕРЕГИСЬ!

Усилители могут навредить

- Многие боятся близости базовых станций сотовой связи, и в то же время устанавливают репитеры - устройства для усиления сигнала мобильной связи, что на самом деле может быть опасно, - предупреждает замглавы Роскомнадзора Олег Иванов. Эти приборы нередко продаются на рынках, могут быть кустарно собранными, несертифицированными, нелегально завезенными - чаще всего из Китая. При установке таких аппаратов жильцы рискуют получить опасную дозу облучения. К тому же репитеры забирают емкость сети, ухудшая связь у соседей.

По правилам установку подобных устройств нужно регистрировать в Роскомнадзоре. Поэтому, если вы страдаете из-за низкого качества связи, а в ближайшей квартире или частном доме работает репитер, можно обратиться с просьбой провести проверку в орган Роскомнадзора в вашем регионе (координаты узнаете в справочной или на сайте rkn.gov.ru).

Время публикации: 24.06.2014 14:39
Последнее изменение: 27.06.2014 14:40