РБК-daily: Роскомнадзор сам посчитает аудиторию блогов

Версия для печати

11 июня 2014 года

РБК-daily, 11.06.14:

Дарья Луганская, Катерина Китаева

 

Роскомнадзор вынес на общественное обсуждение методику по подсчету аудитории сайтов. В ней говорится, что блогеры и интернет-компании сами станут подсчитывать посещаемость страниц и информировать регулятор. Но в будущем Роскомнадзор может разработать специальную программу «для прозрачности подсчетов».

Методика опубликована на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. Обсуждение должно продлиться до 24 июня. С помощью именно этой методики Роскомнадзор должен будет определять, какие сайты попадают под так называемый «закон о блогерах», по которому отдельных авторов фактически приравняют к СМИ. Соответствующие поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вступят в силу 1 августа 2014 года. Они коснутся блогеров, чья ежедневная аудитория превышает 3000 пользователей в сутки: их обяжут регистрироваться в специальном реестре ведомства. В начале законопроект с поправками подписал президент Владимир Путин.

В методике Роскомнадзор объясняет, что понимается под посещаемостью страницы. Согласно документу ею считается «факт однократного в течение суток обращения уникального пользователя к сайту (или странице сайта), включающий его полную загрузку в браузер пользователя, просмотр или иные действия в течение не менее 15 секунд, за исключением обращения и загрузки технических страниц серверов».

О количестве этих посещений Роскомнадзору по запросу должны будут сообщить так называемые «организаторы распространения информации» — интернет-компании и сами блогеры. Но если этой информации в их распоряжении не окажется или показатели разных «систем определения количества посещений» разойдутся, Роскомнадзор произведет свой расчет. Ведомство либо возьмет «данные открытых систем», либо запросит данные у измеряющих аудиторию компаний, либо использует «данные специальных информационных программ для электронно-вычислительных машин и (или) технических средств» — каких именно, не уточняется.

Роскомнадзор оставляет за собой право изучить один и более источников данных о количестве интернет-аудитории. Принимать решения в случае споров о количестве посещений, согласно документу, будет специальная комиссия.

Под открытыми системами, по словам директора по внешним коммуникациям Ramler&Co Матвея Алексеева, подразумеваются, скорее всего, «Яндекс.Метрика» и Openstat.

Как пояснил РБК пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, регулятор будет ориентироваться на те цифры, которые предоставит сам блогер, а также станет использовать открытые данные — счетчики LiveInternet, «Яндекс.Метрика», TNS. В будущем регулятор разработает собственное программное обеспечение для подсчета посещений у блогеров. «Мы не исключаем разработки такой программы собственными силами. Это будет сделано для прозрачности подсчетов», — объяснил РБК Ампелонский.

Основатель LiveInternet Герман Клименко сомневается, что ведомство сможет измерить аудиторию конкретных пользователей, например в Facebook. «Я понимаю, как они будут получать данные LiveInternet, — они придут с юридически верным запросом, я им отдам. Я очень сомневаюсь, что Facebook будет сотрудничать, а технического способа я не вижу. Может быть, они будут мерить трафик через [провайдера] «Ростелеком», но трафик Facebook шифруется. Возможно, у них есть революционная технология, но мы с ней пока не знакомы. Я подожду от них данных моего Facebook, потому что я его не знаю», — говорит Клименко. Он подчеркнул, что, «как только мы имеем дело с российской юрисдикцией, никаких проблем с измерением посещаемости не возникает — все просто отвечают на запрос», но если речь идет о зарубежных ресурсах — с ними понадобится наладить контакт и получить согласие на сотрудничество.

«В России более 60 млн пользователей теоретически подпадают под понятие «блогеры». Очевидно, что только доли процента собирают аудитории более 3000 человек. Но для выполнения буквы закона соответствующим органам надо анализировать всех. Целесообразность этих масштабных действий вызывает вопросы у профессионального сообщества с самого начала принятия этого закона. Скорее всего, закон будет применяться избирательно, так что волноваться следует лишь тем блогерам, про которых и так все знали без всякого мониторинга», — считает гендиректор агентства «Социальные сети» Денис Терехов.

В конце апреля глава Роскомнадзора Александр Жаров заявлял, что регулятор сможет самостоятельно получить данные о количестве подписчиков и читателей популярных блогеров. После принятия «закона о блогерах» Госдумой LiveJournal изменил свою политику в отношении публикации данных: в профайлах блогеров указывается не фактическое число пользователей «в друзьях у», а число 2500+2. Точные данные доступны только для владельцев блогов, а также владельцам сообществ LiveJournal. Незадолго до этого «Яндекс» закрыл рейтинги блогеров и блогхостингов в своем сервисе «Поиск по блогам» и отказался от кнопок, отображающих количество читателей блогов. Основатель Lenta.ru популярный блогер Антон Носик считает, что «никто не знает, существуют ли нужные методики в природе, насколько они достоверны и какой у них процент погрешности».

 

Время публикации: 11.06.2014 18:55
Последнее изменение: 15.06.2014 18:56