11 июня 2014 года
Известия, 11.06.14:
Владимир Зыков
Если блогер не согласится с результатами подсчета, он сможет опротестовать их в специальной комиссии ведомства
Роскомнадзор хочет создать собственную систему для подсчета посещаемости сайтов и их отдельных страниц. Такой сервис упоминается в подготовленном ведомством проекте «Методики определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети интернет...» (документ есть у «Известий»). В Роскомнадзоре эту информацию подтвердили.
1 августа вступят в силу подписанные в начале мая президентом России поправки в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О связи» и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Ими блогеров, у которых количество читателей составляет от 3 тыс. в день, обязали соблюдать ряд ограничений, аналогичных правилам для СМИ. Популярные блогеры и сервисы блогов должны будут регистрироваться в Роскомнадзоре — по требованию самого ведомства, либо правоохранительных органов, либо другого федерального органа исполнительной власти — при наличии у него оснований.
Подготовленный Роскомнадзором проект ведомственного приказа утверждает методику подсчета читателей блогов и сайтов. По словам представителей интернет-отрасли, вопрос определения количества посетителей аккаунта блогера стал одним из самых важных пунктов при обсуждении с Роскомнадзором. В итоге было решено, что данные по количеству посещений будет представлять по запросу надзорного ведомства либо владелец площадки, либо сам блогер (на основе внутренней статистики сайта). Если таких данных не будет предоставлено, статистика может быть взята из других источников, в частности, по данным «Известий», из таких сервисов, как «Яндекс.Метрика», «Mail.Рейтинг» и OpenStat. Все три системы работают лишь на сайтах, владельцы которых установили соответствующий счетчик.
— В противном случае достоверные данные есть только у владельцев сайтов, — сообщили в пресс-службе «Яндекса».
— Пока закон не вступил в силу и практика его исполнения не сформирована, сложно предусмотреть в нормативной базе все возможные случаи правоприменения, — говорит представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. — Поэтому в методике определения посещаемости заложен широкий инструментарий — это и публичные сервисы сетевой метрики, и данные, полученные от самих блогеров и интернет-площадок. Эти инструменты могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности.
Кроме того, сейчас Роскомнадзор намерен создать свою собственную систему подсчета пользователей. Как выяснили «Известия», ее планируется развивать на базе системы автоматического мониторинга онлайновых СМИ, которая должна заработать не позднее IV квартала текущего года. Основная задача данной системы — поиск нецензурной брани в статьях и комментариях.
— У нас ощущение, что после 1 августа нам не обойтись без собственного «счетчика». Мы изучаем возможности существующего на рынке программного обеспечения по определению аудитории интернет-ресурсов, а также не исключаем возможности разработки оригинального «софта», — поясняет Ампелонский. — Главное, что в методике зафиксировано четкое определение «посещения». Мы его выработали совместно с отраслью, и оно позволяет исключить ряд манипуляций со статистикой посещений, в том числе недружественных по отношению к владельцу блога.
Чтобы можно было отделять «живых» пользователей от «интернет-роботов», индексирующих интернет-страницы для разных целей, например, для внесения ее в выдачу поисковых систем, была разработана методика подсчета: согласно проекту, учитывается «факт однократного в течение суток обращения уникального пользователя к сайту и (или) странице сайта... включающий его полную загрузку в браузер пользователя, просмотр или иные пользовательские действия в течение не менее 15 секунд, за исключением обращения и загрузки технических страниц серверов».
Если блогер будет несогласен с данными статистики Роскомнадзора, спор будет решать специальная комиссия. Как сообщил «Известиям» представитель ведомства, ее состав будет определен чуть позже — это могут быть представители либо систем статистики, либо отраслевых ассоциаций.
Как рассказал «Известиям» глава статистического сервиса OpenStat Леонид Филатов, для измерения посещаемости сайтов можно, в частности, воспользоваться данными COPM (комплекс технических средств для оперативно-разыскных мероприятий в телекоммуникационных сетях).