7 мая 2014 года
Известия, 7.05.14.
Возможностью защитить себя от платных рассылок с помощью специального счета для оплаты контента пока воспользовались не более сотни абонентов по всей стране
Территориальные органы Роскомнадзора проконтролируют доступность для сотовых абонентов услуги отдельного счета для оплаты контента. Об этом «Известиям» сообщили в надзорном ведомстве. Открывшейся 1 мая возможностью защитить основной счет от списаний за SMS-рассылки, загрузку мелодий и т.п. пока воспользовались лишь десятки человек во всей стране. По мнению разработчиков законопроекта, операторы слабо информируют абонентов о новой услуге.
1 мая вступили в силу поправки к закону «О связи», согласно которым оператор связи на основании обращения абонента обязан создать ему отдельный лицевой счет для оплаты контентных услуг, оказываемых сторонними компаниями. С этого счета невозможно списать деньги в долг.
— Больше денег, чем вы туда положили, с вас снять не могут, — пояснил «Известиям» представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
Как отмечали в пояснительной записке к законопроекту его авторы — депутаты Госдумы Сергей Железняк, Алексей Митрофанов и Владимир Крупенников, — в 2012 году (поправки внесены в Думу весной 2013-го. — «Известия») значительно возросло количество жалоб сотовых абонентов на услуги контент-провайдеров, в том числе оказываемые через короткие номера. Граждане жаловались преимущественно на оказание услуг без их согласия, без предупреждения о размере платы на списание денег за непредоставленные услуги. В пояснительной записке со ссылкой на экспертов приведена цифра: при помощи различных уловок со счетов абонентов списывают более 10 млрд рублей ежегодно.
Роскомнадзор ранее заявлял о необходимости подобных поправок в закон «О связи» и участвовал в подготовке их текста, напомнил Ампелонский.
—Это связано с большим количеством обращений граждан о фактах мошенничества в контент-услугах, — пояснил он. — Операторы связи активно сдавали в аренду короткие номера, с помощью которых происходило списание средств со счетов абонентов, в том числе за незаказанные услуги.
Если не открыть дополнительный лицевой счет, то деньги за контент-услуги будут по-прежнему списываться с основного лицевого счета абонента.
В пресс-службе МТС «Известиям» сообщили, что компания уже готова принимать заявления абонентов на создание отдельного счета для контент-услуг. Обработка таких заявлений происходит в течение часа. Однако, по информации источника, близкого к компании, пока ее абоненты по всей стране подали не больше 10 подобных заявлений.
— Мы уже приняли первые заявления от абонентов, — заявил Константин Прокшин, руководитель департамента стратегических коммуникаций «Tele2 Россия». — Контентный счет будет создан в течение нескольких дней, о чем абонента уведомят по SMS. После этого расходы абонента на звонки, SMS и интернет будут списываться с основного лицевого счета, а на контент — с нового.
Деньги на новый счет абонент может переводить со своего основного счета с помощью специальной команды, добавил Прокшин. Предусмотрена возможность возврата средств с контентного лицевого счета на основной. При этом в «Tele2 Россия» на 5 мая количество заявлений также не превышает 10.
Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский сообщил, что у региональных операторов пока заявлений также немного — единицы.
— Все законодательные обязательства операторы выполняют, подготовились вовремя, — сообщил он.
В «ВымпелКоме» и «МегаФоне» не стали раскрывать конкретные цифры по количеству желающих завести второй счет.
— Количество воспользовавшихся этой возможностью весьма незначительно. По аналогии с услугой переноса номера — ажиотажного спроса мы пока не видим, — рассказывает представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева.
Один из авторов закона — депутат Владимир Крупенников считает, что операторы пока недостаточно информируют своих абонентов о новой возможности. В будущем она будет более востребована, добавил Крупенников.
— Открывать отдельный лицевой счет для контент-услуг невыгодно как для операторов связи, так и для контент-провайдеров. Ведь это приведет к сокращению рынка подобных услуг, — отмечает Денис Кусков, глава информационно-аналитического агентства Telecom Daily.
По словам Ампелонского, для подключения контент-услуг Роскомнадзор рекомендует гражданам обращаться в офисы продаж сотовых операторов. Своим территориальным отделениям ведомство рекомендовало контроль и систематическое наблюдение за оказанием этой услуги.
Если абоненты будут жаловаться в Роскомнадзор, что оператор связи не предоставляет данной услуги, ведомство может наложить на провинившуюся компанию административный штраф за невыполнение лицензионных условий — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей.