2 апреля 2014 года
Ведомости, 2.04.14:
Роскомнадзор проверит, нет ли в Крыму свободных частот для российских операторов. Компании, работавшие на полуострове до присоединения к России, останутся при своих лицензиях
Роскомнадзор приступил к детальному изучению ситуации с лицензиями в Крыму и Севастополе, рассказал «Ведомостям» чиновник этого ведомства и подтвердил источник в Минкомсвязи. По словам обоих, регулятор хочет понять, есть ли в регионе свободные частоты и достаточно ли их для того, чтобы выставить на конкурс. Разыграны могут быть в том числе — если найдутся — частоты для мобильной связи третьего (3G) и четвертого (4G) поколения. Правда, обращает внимание чиновник Роскомнадзора, пока не совсем понятно, насколько это может быть интересно российским операторам. Ведь на территории Украины действуют другие стандарты связи, например CDMA-800, для работы в этом стандарте нужно специальное оборудование.
Операторы, которые работают на территории Крыма и Севастополя сейчас, частот не лишатся, обещает сотрудник Роскомнадзора. Это следует из конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым», подписанного президентом 21 марта 2014 г. В этом законе говорится, что на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя действует большинство разрешительных документов (в том числе и лицензий), выданных государственными или иными официальными органами Украины и Севастополя, причем «без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации». Исключение только одно — банковские лицензии.
Правда, непонятно, как быть с компаниями-нерезидентами, рассказывает сотрудник Роскомнадзора. По российским законам они не имеют права владеть действующими в стране лицензиями, а на Украине это было возможно. Например, на территории Крыма работает украинский оператор «Астелит», крупнейшим акционером которого является турецкая Turkcell, и Роскомнадзор должен придумать, как быть с его лицензией, говорит собеседник «Ведомостей».
Аналитическая компания iKS-Consulting оценила рынок телекоммуникаций Крыма и Севастополя в 2013 г. примерно в $400 млн. Более 73% этой суммы пришлось на мобильную связь, 11% — на широкополосный проводной интернет-доступ (ШПД), 8% — на платное телевидение (включая кабельное телевидение и платный спутниковый доступ), 7% — на фиксированную телефонию и 1% — на беспроводной интернет-доступ. На конец 2013 г. в Крыму и Севастополе насчитывалось 2,97 млн абонентов мобильной связи. Большую часть из них обслуживает МТС (57%), 21% у «Киевстара» (украинская «дочка» Vimpelcom Ltd.) и 16% у «Астелита».
Акции МТС и Vimpelcom Ltd. торгуются на американских биржах (Нью-Йоркской фондовой бирже и NASDAQ соответственно), а США не признает Крым частью России. Будут ли вводиться санкции против этих операторов в случае, если они станут участвовать в каких-либо тендерах, организованных российскими регуляторами, представительница управления США по контролю за иностранными активами (OFAC, подразделение минфина США, которое реализует санкции) не раскрывает: «Мы не даем комментариев по будущим действиям». В целом же, по ее словам, OFAC будет реализовывать санкции в отношении физических лиц и организаций, «если будет решено, что они участвуют в деятельности, описанной в указах [президента США], связанных с Украиной».
Представители МТС, «Вымпелкома» и Tele2 не говорят, готовы ли эти компании участвовать в конкурсах на новые частоты в Крыму, если таковые будут объявлены. «Мегафон» ознакомится с условиями тендера, если он будет объявлен, а потом примет решение об участии, говорит его представитель Олеся Яременко. «Ростелеком» не видит причин, чтобы не участвовать в конкурсе, если его объявят, говорит его представитель Валерий Костарев.
Срочно — карту
Российский премьер-министр Дмитрий Медведев поручал Минкомсвязи к 28 марта представить в правительство «дорожную карту» действий, необходимых для устойчивой работы фиксированной и мобильной связи в Крыму и Севастополе. Тогда же Медведев потребовал обеспечить скорейший выход в Крым государственного «Ростелекома» и его дочерних компаний. Официальный представитель Минкомсвязи ход подготовки этих документов не комментирует.