13 марта 2014 года
Известия, 13.03.14:
Максим Кононенко
Журналист Максим Кононенко — о подлинном журналистском профессионализме и ненужных страданиях
Вместо руководившей изданием 10 лет Галины Тимченко назначен медиаменеджер Алексей Гореславский, наиболее известный как первый главный редактор интернет-издания «Взгляд».
Сказать, что это сообщение произвело на медиатусовку сильное впечатление, — это ничего не сказать. Twitter просто-таки зашелся в рыданиях. От простого «До слез» до даже такого: «С изгнанием Галины Тимченко с поста главреда «Ленты.ру» в нашей стране окончательно закрывается эпоха надежд на перемены к лучшему».
За первый час после прихода кадровой новости сложилось ощущение, что вся интернет-журналистика России родилась в прошлом году. А до этого никакой интернет-журналистики (да и вообще журналистики) не было.
Напомню фактуру. 12 марта Роскомнадзор вынес «Ленте.ру» предупреждение в связи с публикацией интервью одного из лидеров «Правого сектора». Проблема была не в самом интервью, а в содержавшейся внутри верстки ссылке на интервью руководителя «Правого сектора» Дмитрия Яроша.
И вот в том интервью Ярош говорил много чего такого, за что обычно Роскомнадзор и выносит свои предупреждения. Два предупреждения за год дают властям право закрыть издание по суду.
Но «Лента.ру» — это очень успешное издание, оно приносит немалые деньги. И в таких условиях владелец издания Александр Мамут предпочел, как говорится, минимизировать риски. Будет ли «Лента.ру» приносить немалые деньги без Галины Тимченко (и, видимо, значительной части сотрудников, которые уйдут вслед за ней) — это вопрос.
Но вот в том, что закрытая по суду «Лента.ру» уж точно не будет приносить денег, никакого вопроса нет. Выбор очевиден. Чистый бизнес. Звериный, так сказать, оскал капитализма.
Однако, как это часто бывает, сторонники либерального пути развития общества на этот самый оскал реагируют слезами и заявлениями о «политическом заказе». Что же, я напомню им всего два случая.
Первый — «Газета.ру», созданная в 1999 году на деньги компании ЮКОС. Первое настоящее интернет-издание в России. Уж точно на тот момент лучшее, потому что других не было. В редакции — сплошь одни интернет-звезды во главе с Антоном Носиком. Меньше чем через год владельцы издания (напомню — ЮКОС), увидев, что это работает и что за этим есть деньги, увольняют к чертям всех этих волосатых интернетчиков и нанимают вместо них целую редакцию профессиональных журналистов, ушедших из издательского дома «КоммерсантЪ».
И вы знаете — я что-то не помню никакого плача по этому поводу. Никаких стенаний о политическом заказе, никаких сомнений в том, что ЮКОС занимается бизнесом. Что же сделал после увольнения Антон Носик со своей интернет-редакцией? Да он немедленно с теми же самыми людьми открыл два издания: «Вести.ру», которое отличалось от «Газеты.ру» только цветами дизайна, и ту самую «Ленту.ру», которая в отличие от «Вестей.ру» была чистым новостным сайтом без всяких колонок.
Галина Тимченко тогда работала заместителем Носика и, разумеется, всё это помнит. Как и директор «Ленты.ру» Юлия Миндер, которая, кажется, единственная не говорила о «политическом заказе», комментируя отставку главреда. Просто потому что помнила — бизнес такой. Он жестокий.
Второй пример — радио «Русская служба новостей», которое в течение пяти лет превратилось из заштатной радиостанции на задворках огромной «Русской медиагруппы» в один из главных разговорных эфиров страны.
Это радио построил Сергей Доренко, построил с нуля, как когда-то Носик строил свою «Газету.ру». Доренко собрал с миру по нитке команду острых и динамичных ведущих, придумал сетку, хоть и повторявшую сначала «Эхо Москвы», но потом развившуюся и ставшую во многом интереснее «эховской». Но радио — это прежде всего бизнес, и он стоит денег.
«Русская медиагруппа», специализирующаяся на музыкальном радио, продала непрофильный актив «Национальной Медиа Группе», а та назначила радиостанции директора, чтобы контролировать денежные потоки, которые раньше контролировал главный редактор. Доренко это не понравилось, и он ушел.
За ним ушли большинство членов команды. И я тоже не помню никакого плача по этому поводу. И никаких слов о «политическом заказе». Что же сделал после ухода Сергей Доренко? Он со своей командой создал новое радио — «Говорит Москва», которое вещает буквально из подвала.
Вместо того чтобы плакать, закрывать эпохи и констатировать политический заказ, команда «Ленты.ру» вполне могла бы сделать новое издание. Найти нового инвестора.
Если только, конечно, Галина Тимченко этого захочет. Потому что еще в мае 2012 года она рассказала в подкасте «Рунетология» о том, что через два года хочет уйти. Вот прямо так и сказала: «В течение двух лет в «Ленте» сменится руководство».
Два года прошли — вот оно и сменилось.