Что скрывает Google?

Версия для печати

22 июля 2013 года

 

КП, 22.07.13:

Американская корпорация отказывается подтверждать Роскомнадзору конфиденциальность данных своих пользователей

Если вы часто пользуетесь интернетом, то наверняка замечаете, что Сеть иной раз поразительно точно подбрасывает вам рекламные баннеры с товарами, которые вам необходимы. Это называется контекстная реклама. Стоит раз забить в поиске «куплю автомобиль», как от предложений во всплывающих окнах не будет отбоя. Однако как компьютер «узнает», что вам надо, если вы не пользовались поисковыми сервисами. А всего лишь обсудили покупку, к примеру, новой кофемашины со своим другом по электронной почте? Интернет же услужливо подсовывает вам самые выгодные предложения. Такие чудеса, правда, возможны только с клиентами ресурсов корпорации Google.

Как объясняют в компании, специальные программы анализируют вашу корреспонденцию. И предоставляют рекламу согласно результатам этого анализа. То есть между вами и вашим собеседником уже есть кто-то третий. А как же право на тайну переписки? Раз ваши данные просматривает не человек, а программа, никакого нарушения нет, считают в Google.

Тем не менее по российскому законодательству компании, занимающиеся сбором персональных данных, обязаны уведомить об этом Роскомнадзор. Тем более что интересы Google не ограничиваются вашими планами купли-продажи. По оценкам российских экспертов, компания собирает сведения об имени, номере телефона, реквизитах кредитной карты, входящих и исходящих звонках, SMS, о фактическом местоположении пользователя. При этом где хранится вся эта информация - тоже тайна за семью печатями. Запросы от российских компетентных служб Google игнорирует. В корпорации ссылаются на договор, который клиент заключает, регистрируясь на сервисах компании. Это те самые «простыни», что мы сами подмахиваем, обычно не читая.

- В итоге, к примеру, если в YouТube (видеохостинг, принадлежащий Google. - Авт.) кто-то размещает видео террористической направленности, мы не можем получить от Google данные на пользователя, его выложившего, - сетуют в правоохранительных органах. - А все спорные вопросы нам предлагают решать в суде округа Санта-Клара штата Калифорния в США. То же самое касается и вредоносного контента. Google не признает принятую в России государственную технологию черных и белых списков. Считая, что компания сама в состоянии контролировать содержимое своих сетей.

По мнению специалистов, изменить ситуацию может расширение понятия «телематической связи». После чего на законодательном уровне обязать иностранные интернет-компании получать специальную лицензию «на предоставление телекоммуникационных услуг» в России. В этом случае ни Google, ни какой-либо другой мировой компьютерный монстр не сможет отмахнуться судом в Санта-Кларе.

- Мы сейчас проверяем все компании, которые были упомянуты в контексте скандала со Сноуденом, - поделился с «КП» глава комиссии по информационной политике Совета Федерации Руслан Гаттаров. - И начали как раз с Google. Выяснилось, что пользовательское соглашение этой компании нарушает Конституцию Российской Федерации, Европейскую конвенцию по защите прав граждан при обработке персональных данных и наш федеральный закон, который регламентирует их защиту, хранение и обработку. Я уже обратился в Генпрокуратуру и Роскомнадзор с просьбой проверить законность соглашений Google и дать им оценку. Если эти ведомства со мной согласятся, то будем уже через суды приводить пользовательские соглашения в соответствие с нашим законодательством. Так или иначе, с этим надо что-то делать. Нужно найти баланс между безопасностью и развитием Рунета, все запретить - это не вариант. Необходимо договориться о правилах, которые надо менять. Но этому очень мешают Соединенные Штаты.

 

Время публикации: 22.07.2013 11:19
Последнее изменение: 22.07.2013 11:19