11 июня 2013 года
Новые известия, 11.06.13:
Мобильных операторов заставят заранее рассказывать абонентам о цене и сути дополнительных услуг
Вчера Госдума рассмотрела во втором чтении законопроект, направленный на борьбу с навязыванием дополнительных платных услуг пользователям сотовой связи. Согласно документу компании, предоставляющие подобный «сервис», будут обязаны заранее предупреждать абонента о его стоимости. При этом деньги за информацию о прогнозе погоды, курсах валют и т.п. можно будет списывать, только если у пользователя имеется отдельный лицевой счет, предназначенный для этих целей. Впрочем, это не панацея, предупреждают эксперты. По их мнению, чтобы покончить с хитрыми схемами, необходимо обязать компании, предлагающие допуслуги, заручиться письменным согласием абонента.
В законопроекте, разработанном несколькими депутатами ГД, говорится о так называемых контентных услугах, предоставляемых контент-провайдерами, в том числе с использованием коротких номеров. Эти фирмы имеют договоры с сотовыми компаниями и нередко дурачат абонентов. Они предлагают пользователям скачать, к примеру, игру или установить оригинальный рингтон, указывая заниженную стоимость услуги. Или, скажем, «подписывают» ничего не подозревающих абонентов на платную рассылку застольных тостов. Иногда это безобразие происходит при молчаливом «покровительстве» сотовиков, которые получают 30–60% денег за оказанный «сервис».
Поправки вводят правило, при котором дополнительный сервис может быть оказан только при наличии у абонента второго лицевого счета, предназначенного для оплаты излишеств. При этом загонять пользователя в долги запрещено – деньги будут списываться только в пределах имеющихся средств. Перед тем как начать «бомбить» абонента платными SMS-сообщениями, провайдер должен будет предоставить абоненту информацию о тарифах, кратком содержании услуг, лице, которое их предоставляет, и лицевом счете, с которого осуществляется оплата. За нарушение этих правил наказываться будет не провайдер, а сотовые операторы.
Разработчики поправок к закону о связи указывают на то, что в 2012 году в России значительно возрос поток жалоб на действия контент-провайдеров. При этом основными пострадавшими становятся пожилые люди и дети. По данным экспертов, каждый год при помощи различных уловок со счетов абонентов списывают более 10 млрд. рублей.
Еще 5 лет назад ситуация в этой сфере была вообще катастрофической, говорит эксперт по телекоммуникациям Денис Кусков. У каждой сотовой компании было несколько сотен аффилированных контент-провайдеров, которые работали фактически бесконтрольно. После того как в прессе стали всплывать истории о «мобильных» махинациях, сотовики провели фильтрацию и оставили примерно по десятке провайдеров, а остальные стали их – провайдеров – контрагентами. Проблем стало меньше, но они не исчезли. «Есть преступное мошенничество, когда вас кто-то разводит на то, чтобы вы положили деньги на какой-то номер, заражают ваш смартфон вирусом, чтобы получить конфиденциальную информацию, – поясняет г-н Кусков. – А есть легальные схемы, когда человек приобретает симку с уже предустановленной платной услугой, не зная об этом».
В то же время новации, предложенные проектом, нуждаются в конкретике, настаивает эксперт. Например, заключая договор с оператором, абонент должен поставить свою подпись напротив каждой дополнительной услуги, прописанной в документе. Иначе он просто не найдет соответствующую информацию – как правило, она указывается в конце договора и мелким шрифтом. Что же касается второго лицевого счета, то сами операторы считают это неэффективной мерой борьбы с мошенниками, хотя принципиально не возражают.
Это компромиссный законопроект, считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его словам, закон заставит операторов и провайдеров быть более ответственными, но он мог бы вообще не понадобиться, если бы регулятор – Роскомнадзор – более эффективно выполнял свои функции и наказывал мошенников. Сейчас это ведомство принимает жалобы от абонентов, однако не отчитывается о проделанной работе. В целом же защитник прав потребителей указал на то, что ситуация в сфере мобильного контента несколько улучшилась. Сейчас пользователь может отказаться от различных услуг через сервисный центр сотового оператора. Если же деньги списываются со счета пользователя обманным путем, то все компании расследуют эти случаи, и, если абонент проявит должную настойчивость, возвращают ему средства.
Поправки к закону о связи принимались вчера во втором чтении и к моменту подписания этого номера «НИ» находились на рассмотрении в Госдуме. Впрочем, еще на стадии первого чтения законопроект не вызвал каких-то серьезных нареканий или противодействия со стороны депутатов.