Справка: ответственность немецких СМИ за онлайн-комментарии

Версия для печати

17 августа 2010 года

 

DW-WORD.DE

DEUTCHE WELLE

16.08.2010

 

В Германии ответственность за недопустимые высказывания в форумах несут редакции интернет-порталов – но только с момента, когда им стало известно о наличии такого комментария. Премодерация приравнивается к цензуре.

Кто должен нести ответственность за онлайн-комментарий недопустимого содержания - его автор или редакция сайта, предоставившая пользователям платформу для обмена мнениями? Обязаны ли интернет-СМИ проверять комментарии до их публикации? Закон, регулирующий работу онлайн-форумов, был принят в Германии еще в 2007 году, теперь дело - за судебной практикой.

Споры на тему интернет-комментариев разгорелись в Германии в 2005 году, когда суд Гамбурга вынес однозначный вердикт против сайта heise.de - электронного СМИ, пишущего на темы Hi-Tech. Несмотря на то, что редакция сайта оперативно уничтожила комментарий, ставший предметом судебного разбирательства, heise.de был признан виновным в распространении незаконного контента. По мнению гамбургских судей, оператор сайта обязан контролировать комментарии до их публикации. Вердикт вызвал большой резонанс: интернет-СМИ и блогеры предупреждали, что подобная судебная практика ставит черту на будущем интернет-форумов.

 

Пожаловаться может любой

 

Надо сказать, что тема онлайн-комментариев для немецких судов тогда была еще непаханым полем: отсутствовали опыт и законодательная база. Лишь в 2007 году в Германии вступил в силу "Закон о регулировании деятельности интернет-ресурсов" (Telemediengesetz). Согласно документу, редакция сайта освобождается от ответственности за недопустимый комментарий, если она "не знала о факте правонарушения" или "удалила или закрыла доступ к контенту недопустимого содержания немедленно - сразу после извещения о наличии такового".

Другими словами, редакция несет ответственность за незаконный контент только с того момента, когда ей стало известно о его существовании. Закон применяется не только к интернет-СМИ, но и к любым другим интернет-ресурсам, предоставляющим пользователям техническую возможность размещать свой собственный контент. Среди них - блоги, сайты объявлений, интернет-аукционы и даже поисковики.

Кроме того, в отличие от России, где правом требовать удаления комментария наделена конкретная инстанция - Роскомнадзор, в Германии это может сделать "третье лицо", то есть любой. В случае судебного разбирательства истцу - будь то, представитель правительства, адвокат фирмы или частное лицо - необходимо предоставить доказательство о том, что он известил владельца о недопустимом контенте.

 

От 24 часов до недели

 

В новом законе не содержится ответа на два важных вопроса: обязаны ли редакции сайтов осуществлять премодерацию комментариев и что конкретно подразумевается под "немедленным" удалением незаконного контента? Именно эти темы неоднократно становились предметами судебных разбирательств в последние годы.

Судебная практика показала, что от интернет-СМИ и других профессиональных порталов судьи ожидают большей оперативности, чем, скажем, от авторов блогов. Если содержание комментария однозначно идет в разрез с законом, то редакция СМИ должна удалить его в течение суток, блогер - в течение недели. Недельный срок допустим и для СМИ, если содержание комментария неоднозначно и редакции, к примеру, необходимо время, чтобы проконсультироваться с юристом.

 

Премодерация приравнивается к цензуре

 

Что касается премодерации, то здесь немецкие суды единодушны: предварительная проверка комментариев приравнивается к цензуре. Так, в июне 2008 года суд Мюнхена вынес вердикт в пользу автора блога, в котором появился комментарий оскорбительного содержания. Основание: защита свободы выражения мнений, проявлением которой является комментарий пользователя, приоритетнее защиты чести и достоинства частного лица или организации.

"Нередко в форумах крупных интернет-порталов разворачиваются дискуссии на актуальные, "горячие" темы, - говорится в постановлении мюнхенского суда. - В считанные часы на сайте появляются сотни комментариев. Наличие предварительного контроля может "отпугнуть" пользователей, желающих высказать свою, взвешенную точку зрения и таким образом воспрепятствовать реализации права на свободу выражения мнений, закрепленного в конституции".

 

Лучше перебдить, чем недобдить?

 

Этот и другие вердикты посылают редакциям интернет-СМИ однозначный сигнал: в премодерации комментариев нет необходимости. Более того, юристы предостерегают: принцип "лучше перебдить, чем недобдить" к этой ситуации не применим. Скорее наоборот: введя предварительный контроль, редакция в юридическом смысле "присваивает" себе пользовательский контент. Другими словами, если в комментарии, прошедшем премодерацию, будут содержаться недопустимые высказывания, то редакции придется нести за него ответственность в полной мере.

Поэтому эксперты советуют выполнять только требования, предусмотренные законом и выдвинутые судами, но не более того. А прежде чем вообще разрешить пользователям публиковать комментарии, следует убедиться, что редакция располагает техническими и кадровыми возможностями оперативно реагировать на потенциальные жалобы.

 

 

Автор: Татьяна Петренко

Редактор: Глеб Гаврик

Время публикации: 17.08.2010 10:05
Последнее изменение: 17.08.2010 10:14