21 января 2020 года
В 2019 году традиционно выросло количество поступивших в Роскомнадзор обращений и жалоб граждан в сфере защиты прав субъектов персональных данных. Если в 2018 году в Службу поступило 39,3 тыс. жалоб и обращений указанной тематики, то в 2019-м уже 50,3 тыс.
Ежегодное увеличение количества жалоб и обращений граждан в сфере защиты персональных данных характерно для всех лет исполнения Роскомнадзором функций уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в Российской Федерации. Это связано как с увеличением объемов обрабатываемой информации о личности, в том числе в сети Интернет, так и с повышением (в том числе благодаря профилактической работе Роскомнадзора) правовой грамотности граждан.
Наибольшее количество жалоб граждан в 2019 году касались действий владельцев интернет-сайтов (в том числе социальных сетей), кредитных учреждений, организаций ЖКХ, коллекторских агентств. Так, в отношении кредитных учреждений и коллекторских агентств распространены жалобы на действия, связанные с передачей или обработкой персональных данных без согласия гражданина. В отношении владельцев интернет-сайтов поступают жалобы на отсутствие согласия на распространение персональных данных, создание «фейковых» аккаунтов, обработку персональных данных в целях, отличных от цели первоначального сбора, а также отсутствие на сайте политики конфиденциальности.
В отношении организаций ЖКХ чаще всего поступают жалобы на неправомерное размещение списков с персональными данными должников в подъездах многоквартирных домов, на передачу персональных данных третьим лицам без согласия субъекта, на направление платежных документов в неконвертируемом виде, на неправомерную обработку персональных данных жильцов многоквартирных домов региональными операторами (Фондами капитального ремонта).
Как и в предыдущие годы по результатам рассмотрения жалоб доводы заявителей подтвердились в 7% случаев. По всем выявленным фактам нарушений законодательства Роскомнадзором принимались необходимые меры реагирования.