12 апреля 2007 года
Представители исполнительной власти доложили депутатам о ситуации с охраной памятников истории и культуры а также об их состоянии.
Министр культуры Александр Соколов сообщил, что сейчас выделяемых из федерального бюджета средств хватает на содержание только 15% памятников старины, а субъекты Федерации выделяют деньги на такие цели весьма неохотно. Министр отметил, что 5% памятников истории и культуры не используются вообще, 30% находятся в аварийном состоянии, а 10% от общего числа — в руинах.
Да и с теми историческими объектами, на реставрацию которых деньги имеются, далеко не все всегда гладко. Не всякая реставрация может считаться сохранением культурного наследия, очень часто вместо нее фирмы, не имеющие соответствующих лицензий, делают банальный евроремонт, уродующий памятники старины. «Реставрация фактически заменена на реконструкцию», — сказал министр, признав ситуацию в этой области критической. «Идет процесс разрушения всей реставрационной сферы, которая создавалась в течение десятилетий», — признал А.С. Соколов.
Такое положение неудивительно, если помнить, что, по словам министра, только у 10% реставраторов сегодня есть профильное образование. В этой связи глава Минкульта выступил с предложением принять закон, по которому специалисты, реставрирующие объекты культурного наследия, должны будут проходить обязательную аттестацию.
По словам также выступившего перед депутатами главы Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскультуры) М.Е. Швыдкого, в России на сегодняшний день зарегистрировано более 88 тысяч памятников, из них более 25 тысяч федерального значения, остальные — регионального и муниципального. Из общего числа памятников, сказал глава Роскультуры, 11 тысяч — религиозные, из которых 10 тысяч находятся в ведении православной церкви. На религиозные памятники в 2007 году из бюджета выделяется 1,5 млрд рублей, в то время как на все остальные историко-культурные памятники России — 691,6 млн рублей. В 2008 году на все памятники в целом планируется выделить 3 млрд 318,7 млн рублей, при этом почти 1 млрд руб. будет направлен в Архангельск и Нижний Новгород, которые отмечают юбилеи.
При этом глава агентства призвал не надеется, что придут частные инвесторы и спасут памятники исторического наследия от окончательного разрушения. По оценке М.Е. Швыдкого, «среди всех памятников, если хотя бы 1% будет привлекателен для инвесторов, то это будет счастье». При этом он отметил, что для инвестиций представляют интерес в основном объекты культурного наследия Москвы, например, здания ГУМа, ЦУМа. Отвечая на вопрос одного из депутатов, М.Е. Швыдкой сообщил, что до 1 января 2008 года, пока правительством РФ не будут приняты соответствующие нормативные акты, ни один памятник не будет передан в хозяйственный оборот.
На вопросы депутатов ответил также Руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Росохранкультура) Б.А. Боярсков.
Из выступления Б.А. Боярскова:
С принятием 29 декабря 2006 года, Федеральный закон № 258 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» существенно приблизил нас к решению задачи создания единой системы органов охраны культурного наследия. Напомню, такую позицию мы постоянно отстаивали.
Изменения, внесенные в декабре 2006 года в Федеральный закон № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», направлены на создание в России единой системы органов охраны культурного наследия. Центр исполнения большинства полномочий в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия фактически переносится в регионы.
Назову основные проблемы, которые надо решить для успешного вступления с 01.01.2008 г. в силу данного закона:
Во-первых, требуется сформировать в органах власти субъектов Федерации самостоятельный специально уполномоченный орган сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Во-вторых, необходимо сформировать бюджеты субъектов Федерации, предусматривающие расходы на сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану памятников.
Хочу отметить, что передача регионам полномочий в сфере охраны памятников федерального значения сопровождается закреплением достаточно широких полномочий по контролю за их исполнением со стороны нашей Службы. К числу таких полномочий отнесены контроль за порядком, своевременностью и качеством исполнения переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений вплоть до отстранения от должности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.
Заверяю, что мы будем проверять исполнение переданных полномочий уже с января будущего года вне зависимости от того, как регионы и их руководители будут к этому готовы. Организации такой работы, безусловно, будет способствовать принятие Президентом Российской Федерации Указа от 12 марта 2007 г. № 320 о создании подведомственной Правительству Российской Федерации Федеральной Службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия . Внесенные Федеральным законом и Указом изменения можно назвать прорывом в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
***
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что реальная приватизация станет возможной только после определения обременений каждого объекта культурного наследия в виде обязательств будущего собственника по его сохранению.
Серьезную тревогу вызывают многочисленные проблемы сохранения объектов
археологического наследия.
Приходится констатировать, что органы охраны памятников оказались не готовы к строительному буму в стране. Активная хозяйственная и строительная деятельность в регионах приводит к разрушению многочисленных памятников археологии.
Примеры разрушений памятников археологии показывают недостаточность мер по сохранению археологического наследия народов Российской Федерации, зачастую и тривиальное бездействие органов власти в ряде регионов.
Актуальной задачей остается работа по регистрации в Земельном кадастре сведений о границах объектов археологического наследия и обременений выделенных к освоению земельных участков условиями сохранения расположенных на них объектов культурного наследия.
Важным мероприятием государственной охраны памятников истории и культуры является разработка их зон охраны, что приобретает особую актуальность в условиях инвестиционной и строительной активности.
Ситуация с обеспеченностью объектов культурного наследия зонами охраны памятников истории и культуры далека от благополучной. В ряде случаев приходится констатировать фактическое блокирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями согласования и утверждения новых проектов охранных зон или корректировку имеющихся.
Работа по поиску и возвращению российских культурных ценностей, утраченных в годы Второй мировой войны, проводится на систематической основе.
Эта деятельность осуществляется нами в рамках своих полномочий во взаимодействии с Минкультуры России, МВД России, МИД России и его загранучреждениями.
Она включает в себя:
-
каталогизацию утраченных в годы войны культурных ценностей,
-
поиск пропавших ценностей,
-
работу по возвращению выявленных культурных ценностей.
В основе каталогизации – издаваемые совместными усилиями Минкультуры России, Росохранкультуры и Роскультуры тома «Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», которые публикуются по конкретным музеям, архивам и библиотекам. Издано уже 26 томов и работа над ними продолжается. На сегодняшний день в «Сводном каталоге» опубликовано свыше 36 тысяч пропавших художественных ценностей и книжных раритетов, не считая архивных документов. Информация о пропавших в годы войны культурных ценностях заносится в электронную базу данных.
Нами регулярно проводится мониторинг зарубежных и отечественных аукционов с целью обнаружения российских культурных ценностей, находящихся в розыске. В случае выявления похищенных или пропавших ценностей осуществляются мероприятия по их возвращению.
Несмотря на указанные проблемы нам удалось выявить и вернуть из утраченных в годы войны 42 произведения искусства, а также более 500 дел Смоленского партийного архива. Всего же за период деятельности Службы было возвращено более 700 похищенных, утраченных и незаконно вывезенных в послевоенные годы произведений искусства и церковных святынь, а также несколько тысяч архивных документов на общую сумму более 300 миллионов рублей, что значительно превосходит средства, ежегодно выделяемые на содержание Росохранкультуры.
Источник:
© 2007, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
123995 ГСП-5, Москва, Малая Никитская, 12.