22 декабря 2016 года
В Роскомнадзоре под председательством руководителя ведомства Александра Жарова состоялось заседание рабочей группы по выявлению в интернете информации о самоубийствах. В совещании приняли участие руководство и специалисты Роскомнадзора и подведомственных предприятий, руководство Mail.ru Group, представители Роспотребнадзора и научного сообщества.
Основными проблемами в работе по выявлению суицидального контента в Сети являются большой объем материалов для мониторинга, «тайный» язык (общение с помощью метафорических хештегов и особого сленга), закрытый характер групп, посвященных суицидам, «замусоренность» смыслового поля (выражения типа «убей себя об стену», «выпей яду» и т. д., ставшие «общим местом» несерьезной интернет-коммуникации).
В действующей нормативно-правовой базе функция мониторинга интернета для выявления противоправной информации не закреплена ни за одним ведомством или уполномоченной организацией. Эта деятельность осуществляется волонтерами или администрациями интернет-ресурсов в инициативном порядке.
Генеральный директор Mail.ru Group (компания управляет ведущими российскими социальными медиа: «Вконтакте», «Одноклассники», «Мой Мир») Борис Добродеев обозначил позицию нулевой терпимости компании к пропаганде суицида среди подростков. Помимо обработки запросов от правоохранительных органов и Роскомнадзора, на всех ресурсах компании налажены пользовательский мониторинг, работа специалистов и машин по специальным тегам, переадресация на сайты психологической помощи. При этом компания отделяет понятие пропаганды суицида от сведений об обстоятельствах, которые привели к смерти человека, и «черного юмора».
Участники заседания решили начать совместную разработку научной методики, которая позволит оперативно осуществлять мониторинг и эффективно выявлять материалы о самоубийствах и тематические сообщества, в том числе программным методом.
С 2012 года на горячую линию Роскомнадзора поступило более 43 тысяч обращений граждан и общественных организаций по проблеме сетевой пропаганды самоубийств. Более 14 тысяч противоправных материалов по тематике самоубийств были внесены в единый реестр запрещенной информации. Ок. 6 тысяч из них (43 %) составляют российские социальные сети. В последнее время чаще всего это тематические группы или сообщества, созданные в социальных сетях. В зарубежных социальных медиа обращает на себя внимание значительный рост выявленных суицидальных материалов на видеохостинге YouTube (317 записей в реестре в 2016 году против 23 годом ранее) и в Instagram (2015 – 20 записей; 2016 – 233 записи). Абсолютное большинство материалов о самоубийствах по требованиям Роскомнадзора удаляется администраторами интернет-ресурсов. В настоящий момент блокируется операторами связи 306 веб-адресов с данной категорией противоправной информации (2,3%).