30 марта 2006 г. состоялось возвращение картины Г.И.Семирадского «Утром на рынок», похищенной из Таганрогского художественного музея, и брифинг, посвященный этому событию. В брифинге приняли участие Руководитель Росохранкультуры Б.А.Боярсков, замести

Версия для печати

31 марта 2006 года

Возвращенная картина Г.И. Семирадского «Утром на рынок» (1890-е гг., холст, масло, 76*123 см.) была приобретена Таганрогским художественным музеем в 1985 г. у дочери Лидии Руслановой Маргариты Владимировны Крюковой. В 1994 г. картина пострадала при аварии отопительной системы в музее и была убрана в запасник. В июне 2005 г. издательская фирма «Золотой век» (Санкт-Петербург) обратилась в музей с просьбой предоставить негативы с картины для издания монографии о Г.И.Семирадском. Тогда то и было обнаружено, что картины в музее нет. При проверке оказалось, что с 1998 г. картину в музее никто не видел, хотя она и числилась в учетной документации. По факту пропажи картины было возбуждено уголовное дело. Как только информация о краже поступила в Росохранкультуру, она была внесена в Электронную регистрационно-поисковую автоматизированную систему (ЭРПАС), а также опубликована в журналах «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» и «Антик Инфо». 
 
В декабре 2005 г. в Управление по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры обратились московские антиквары, которые, прочитав в журнале о розыске картины Семирадского, указали ее местонахождение. Картина была изъята, однако возникли сомнения, что эта картина была действительно похищена из музея, т.к. имелось более 10 существенных отличий в деталях. Например, на картине, похищенной из музея, юноша обут в сандалии и с лямкой через плечо, а на обнаруженной картине – с голыми ногами и с голым торсом; на украденной картине девушка в белой тунике с полукруглым воротом, а на изъятой картине – с треугольным вырезом, и т.д. Одновременно возникло предположение, что картина, похищенная из Таганрогского музея, была подвергнута позднейшим записям, чем объясняется наличие многочисленных различий в деталях. Для решения вопроса об идентификации, картина была передана на экспертизу в Росохранкультуру.

В ходе комплексной искусствоведческой и технологической экспертизы, проведенной по заданию Службы специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря, выяснилось, что преступники не только провели реставрацию пострадавших частей похищенной картины, но и практически полностью зарисовали авторскую живопись, пытаясь выдать полотно известного автора за копию или авторский набросок. Чтобы затруднить исследования картина была покрыта толстым слоем стекловидного лака.

Взятые пробы показали, что поверх красочного слоя возрастом около ста лет лежит красочный слой возрастом менее 50 лет, а рентгеновское и оптико-физическое исследования подтвердили, что на исследуемой картине имеются грубые реставрационные записи и поновления, а также многочисленные тонировки (даже поверх лака), искажающие внешний вид картины.

Результаты стилистического анализа картины однозначно показали, что над картиной «работали», как минимум, два художника, причем в центре картины, где находятся все значимые элементы сюжета, уровень живописи очень слабый, примитивный, а по краям, на второстепенных деталях, где авторская живопись не была зарисована, видна кисть профессионального живописца академической школы. Проведенная экспертиза однозначно доказала, что изъятая картина абсолютно идентична похищенной из Таганрогского музея. Для подтверждения теоретических выводов была проведена локальная расчистка двух участков авторской живописи, полностью скрытых под слоем позднейших записей, которая еще раз подтвердила, что исследуемая картина была похищена из музея. 
 
Передавая картину в Таганрогский художественный музей, Руководитель Росохранкультуры Б.А.Боярсков отметил, что подобные кражи происходят только в результате плохо налаженной в музеях системы сохранения культурных ценностей. Отсутствие квалифицированных кадров, недостаток средств, а зачастую простое невыполнение своих прямых обязанностей приводят к тому, что бесценные сокровища пропадают из музеев. Иногда сами работники музеев способствуют хищениям. В заключение своей речи Б.А.Боярсков пообещал приложить все силы, чтобы совместно с Роскультурой навести порядок в хранении музейных ценностей, особенно в провинциальных музеях.

Также было отмечено, что благодаря постоянным публикациям в журналах уже удалось вернуть 14 похищенных культурных ценностей, в связи с чем главный редактор журнала «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» Г.В.Пятов был награжден грамотой.

Заместитель Руководителя Росохранкультуры А.И.Вилков подчеркнул, что возвращение картины Семирадского стало возможно из-за налаженной системы регистрации и поиска похищенных культурных ценностей, а также благодаря тесному сотрудничеству Росохранкультуры с российскими антикварами и арт-дилерами.

Время публикации: 31.03.2006
Последнее изменение: 31.03.2006