29 марта 2013 года
Экспертами Роскомнадзора на основании обращения коллег из Роспечати было проанализировано издание «Большой словарь русских поговорок», подготовленное Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы, Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Санкт-Петербургского государственного университета. В указанном издании содержатся ненормативные выражения. При этом издание промаркировано знаком информационной продукции «12+». В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», нецензурную брань относится к информации, запрещенной для распространения среди детей.
Таким образом, данное издание должно было быть промаркировано знаком «18+» и распространяться с учетом требований ст. 16 вышеназванного Федерального закона «О защите детей».
А именно:
- информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках;
- информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полностью поддерживает инициативу Роспечати и надеется на адекватную реакцию со стороны издателя и распространителя данной книги.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) информирует о нарушении Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям информирует о поступлении в розничную продажу «Большого словаря русских поговорок» (авторы Мокиенко В.М., Никитина Т.Г.), выпущенного ЗАО «ОЛМА Медиа Групп». Данное издание содержит обилие ненормативной лексики и нарушает Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в части возрастной маркировки знаком информационной продукции.
В связи с этим Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям потребовало от ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» немедленно приостановить реализацию тиража «Большого словаря русских поговорок» до приведения механизма распространения данного издания в соответствие с действующим законодательством и представить в Роспечать объяснения по факту нарушения.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям обращается ко всем книгораспространителям с просьбой изъять из сети распространения «Большой словарь русских поговорок» (авторы Мокиенко В.М., Никитина Т.Г., 2013 год, Москва, ОЛМАМедиаГрупп) с ненадлежащей маркировкой.
Во избежание негативных последствий просим всех российских издателей провести мониторинг готовой к выпуску и уже выпущенной литературы на предмет соответствия Федеральному закону от 29 декабря 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и обеспечить правильность возрастной маркировки.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям выражает глубокое сожаление, что столь крупное издательство, получившее на выпуск словаря государственную финансовую поддержку в рамках ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)», грубо нарушило законодательство о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
По словам начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати Юрия Пули, «у нас не было оснований не доверять ни издательству, ни уважаемым организациям, под эгидой которых создавался словарь – Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Российскому обществу преподавателей русского языка и литературы, Санкт-Петербургскому государственному университету. Мы можем сказать только большое спасибо тем книготоргующим организациям, которые, проявив инициативу, самостоятельно маркировали поступившую к ним в продажу книгу знаком «18+».
В Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям поступило разъяснение авторов словаря о характере данного издания, не предназначенного для широкой аудитории: «Признаемся, что для нас, составителей словаря, была полной неожиданностью фраза «В соответствии с ФЗ-436 для детей старше 12 лет», мелким шрифтом выведенная на последней странице. Если бы Издатель спросил нас, какому Читателю предназначен наш словарь, то мы бы, естественно, обозначили ему самую высокую «возрастную» категорию. Мы, авторы не понимаем, чем руководствовалось Издательство, когда квалифицировался такой адресат. Еще раз подчеркнем: наш словарь НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН для детского чтения. Это полный толковый филологический словарь, реалистически отражающий пословицы и поговорки живой русской речи и – ещё раз подчеркнем! – квалифицирующий запретительными пометами всё нецензурное и вульгарное в ней».