Руководитель Росохранкультуры принял участие в передачи Русскому музею рисунка Павла Филонова «Головы»

Версия для печати

9 июня 2006 года

7 июня в Мраморном зале Русского музея состоялась торжественная церемония возвращения произведения Филонова в музейные фонды. Коллекционер Владимир Царенков и руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков сняли с оригинала и копии рисунка Филонова «Головы» специальную микалентную бумагу, ознаменовав тем самым возвращение подлинника в фонды музея. Собравшиеся смогли сравнить обе работы. Графический рисунок «Без названия» (Головы) известного авангардиста Павла Филонова, написанный в 1924-1925 годах, вернулся в Государственный Русский музей — спустя двадцать лет. Все это время в музейных фондах хранилась качественная подделка творения художника. Хотя предположения о том, что в музее хранится вовсе не Филонов, стали высказываться сразу после того, как в середине 80-х получила огласку информация о хищении рисунков авангардиста. Но только после того, как в конце мая этого года в Отдел рисунка и акварели Государственного Русского музея поступил на экспертизу лист с данными «П.Н.Филонов (?). «Головы», 1924-1925, бумага серо-зеленая, тушь, перо. 46х40,8 см. На обороте ниже центра красным карандашом 149, графитным карандашом слева вверху: 40, рядом: 2 (обведен)», стало ясно, что именно этот лист – творение мастера. 
 
Когда специалистами было произведено сравнение рисунка с графическими работами, хранящимися в фондах отдела, выяснилось, что представленный на экспертизу лист является аналогом листа, уже находящегося в фондах музея, который поступил в составе 300 произведений Павел Филонова. Коллекция была передана в 1977 году в дар Русскому музею сестрой художника – Екатериной Глебовой. Годом позднее, бывший заместитель директора музея Губарев, пользуясь тем, что не была обеспечена своевременная постановка рисунков Филонова на музейный учет, похитил девять из них, заменив копиями, вывез их из страны и продал. В 1983 году восемь из них были приобретены парижским Музеем современного искусства «Центр имени Жоржа Помпиду» и объявлены им в числе новых поступлений. После этой публикации в ГРМ была проведена сверка фонда Филонова, в результате которой обнаружили подделки. Но уже в 1985-1986 годах, после того, как старший научный сотрудник Отдела гравюры Евгений Ковтун обнаруживает во французском журнале «Тетради Национального музея современного искусства Центра имени Жоржа Помпиду» (1983, N 11) воспроизведение восьми рисунков Павла Филонова, аналогичных известным ему работам художника из фондов Русского музея, начинает работать музейная комиссия. Она просматривает все графическое наследие Филонова, проводит сверку с фото каталогом, составленным Екатериной Глебовой, а также осуществляет необходимые технико-технологические исследования. И уже тогда, согласно заключению комиссии, утверждённому решением Фондовой комиссии подлинность рисунка «Без названия (Головы) была поставлена под сомнение. Тем не менее, он поступил в основной фонд, хотя и с соответствующей пометкой — «(?)». После начала работы экспертов с поступившим в мае этого года листом стало ясно – поставленный 20 лет назад вопрос о подлинности находившихся в музее «Голов» правомерен. А нынешний рисунок, по заключению экспертов, обладает всеми характерными особенностями творческой манеры Павла Филонова, имеет авторский номер по списку, составленному художником для каталога выставки в ГРМ (1929-1930) — «40 — Без названия. 1921-1925, тушь, 44х39,3 /размер изображения/». Возвращение подлинника рисунка Филонова в Россию стало возможным благодаря доброй воле его владельца – русского коллекционера Владимира Царенкова, проживающего во Франции. В конце мая он передал на экспертизу в музей рисунок «Головы», который предположительно был написан в 1924-25 годах Павлом Филоновым. Однако аналогичная работа уже хранилась в фондах Русского музея с 1977 года. В Музей она поступила в составе переданной в дар коллекции произведений Павла Филонова. В конце мая этого года (после того, как работа поступила на экспертизу) сотрудники музея еще раз провели изучение одноименного рисунка Филонова, хранящегося в их собрании. Специалисты вновь убедились, что рисунок из их фондов действительно является подделкой, а переданная на экспертизу работа – подлинник. 23 октября 2000 года семь рисунков Павла Филонова, похищенные в конце 70-х и находившиеся во Франции, были возвращены в Государственный Русский музей, на сегодня обладающий уникальным собранием работ этого выдающегося художника. Начавшиеся переговоры с Центром Помпиду о возвращении рисунков тянулись долго с переменным успехом и завершились лишь летом 2000 года. – В настоящее время в базе данных Росохранкультуры более 9 тысяч предметов, похищенных за последние годы, не считая десятков тысяч, которые были утрачены в годы Великой отечественной войны. Да и сейчас ежегодно в России выявляется около 100 случаев хищения как из собраний музеев, так и из частных коллекций, – отметил на церемонии передачи картины руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков.– Мы будем настойчиво добиваться возвращения всех предметов, вывезенных из России с нарушением действующего законодательства. Любители живописи смогут увидеть вновь обретенный рисунок Павла Филонова на выставке художника, которая откроется в Русском музее в середине июля этого года.

Время публикации: 09.06.2006
Последнее изменение: 09.06.2006